Значение социальной работы для общества

Страница 1

С апреля 1991 года в России появилась новая профессия – социальный работник, деятельность которого обращена на всю систему жизнеобеспечения человека, жизненную ситуацию людей, ее целостности, а не только в острых бедственных ситуациях как проявление заботы, милосердия, сопереживания.

В это же время произошла в нашей стране институциализация социальной работы, когда профессия, аналогичная зарубежной профессии «социальный работник», получив название «специалист по социальной работе» была внесена в государственный реестр. С этого момента развитие системы предоставления различных видов социальной помощи, оказания социальных услуг населению стало носить целенаправленный характер, а обязательства государства в этой сфере были позднее всенародно одобрены и официально закреплены в Конституции 1993 года: Российская Федерация была определена как социальной государство. Свое дальнейшее развитие эта тенденция получила в принятии ряда Федеральных законов, множества иных законодательных и административных актов.

Таким образом, можно считать, что в сегодняшней России сформировано достаточно обособленное от других сегментов пространство, в котором осуществляется нормативно-правовое, но и реальное, материально и организационно оформленное пространство социальной работы – система учреждений социальной работы населения.

Люди, которые работают в этих учреждениях, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами. Деятельность, которую осуществляют работники социальных служб, пока еще далеко не всегда соответствует ранее полученному образованию и их предыдущему профессиональному опыту. При остром дефиците специфических профессиональных знаний, умений и навыков многое идет от сердца, от понимания необходимости и огромного желания помочь. Работа строится на принципах самоотверженности, полной самоотдачи, жертвенности. Это приносит результаты, положительное значение которых и для отдельных лиц, и для семей, получивших помощь, и в целом для государства Российского трудно переоценить.

Пожилые люди относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально-уязвимой частью общества. Это связанно, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологией и с пониженной двигательной активностью, характерными для большинства представителей старших возрастов. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этой группы населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношения к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Психологические проблемы возникают при разрыве привычного общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических обострений в результате развития склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Из вышеизложенного следует, что значительная часть этой группы населения нуждается в разных формах обслуживания и социальной помощи, которые осуществляются на практике социальными работниками. И от того, кто и как будет выполнять эту работу. Будет зависеть решение проблем пожилых людей.

Работа с клиентом занимает в практике социальной работы центральное место. С просьбой о помощи в социальные службы обращаются люди, которые не знают. Как решать и не умеют решать возникшие у них проблемы и трудности.

Прежде чем обратиться за помощью в социальную службу, клиент пытается сам разрешить возникшие трудности и проблемы. Однако, потерпев неоднократно не удачу, растратив физическую и духовную энергию, поняв, что самостоятельно он не может решить проблемы, он обращается к социальному работнику.

Социальный работник, владеющий теорией социальной работы, будет способствовать разрешению этих проблем, если он изберет диалог в качестве средства восхождения к человеческому в человеке. И способы реализации человеческого потенциала, которыми владеют специалисты профессионалы, - это не что иное, как способы обучения завязыванию диалогического общения с миром, с другими людьми, с самим собой, как с другим. Гуманистическим это общение и взаимодействие будет в случае, если оно откроет для человека возможность осознать такие формы бытия, как сосуществование, сотрудничество, сопереживание, сочувствие, соответствие и таким образом поможет проявлению духовности в отношениях между людьми.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Отбор содержания, выбор методов и форм проведения факультативных занятий в восьмых классах
Методика проведения факультативных занятий не должна копировать методику обыкновенного урока. Так как в этом случае факультатив превратится в дополнительные занятия по математике. Специфика факультативных занятий проявляется не в использовании каких-то особых методов обучения, а в нетрадиционном со ...

Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: - предварительный, - текущий, - итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения. Назначение предварительного контрол ...

Методика сенсорного воспитания дошкольника
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru