Поэтика волшебных сказок

Страница 4

Конечная цель приключений сказочного героя - свадьба, причем женится он непременно на царевне. Как уже говорилось, эта сказочная свадьба - чудесный для героя выход из обострившейся социальной ситуации, которая в сказке всегда связана с внутрисемейными отношениями.

Из героинь-невест в русских волшебных сказках выделяется мудрая дева, владеющая волшебными умениями и связанная с силами природы, такая красавица, "что ни в сказке сказать, ни пером описать" (Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна). Обычно она превосходит по уму своего избранника, и герой теряет ее, а затем отвоевывает у Кощея Бессмертного.

Сказочная невеста - существо противоречивое, особенно когда герою приходится ее завоевывать. По мысли В.Я. Проппа, "с одной стороны, она верная невеста, она ждет своего суженого, она отказывает всем, кто домогается ее руки в отсутствие жениха. С другой стороны, она существо коварное, мстительное и злое, она всегда готова убить, утопить, искалечить, обокрасть своего жениха, и главная задача героя, дошедшего или почти дошедшего до ее обладания, - это укротить ее. Он делает это весьма просто: трех сортов прутьями он избивает ее до полусмерти, после чего наступает счастье" (Пропп 1994: 164). Достаточно вспомнить сказки "Рога" и "Волшебное кольцо". Поскольку сказочная невеста связана с иным миром, она может быть существом нечистым. Избиение ее прутьями есть очищение. Но иногда требуются более радикальные меры: невеста разрублена пополам, из ее чрева лезут всякие гады, потом внутренности ее промывают и собирают вновь (характерно, что в роли чудесного целителя обычно выступает благодарный мертвец).

Каждому мужскому сказочному персонажу соответствует свой тип героини. "“Низкому” герою-запечнику соответствует тип кроткой девушки-падчерицы, служанки и замарашки (например, героиня сказки “Морозко”). Младшая сестра в русских волшебных сказках - это вечная и верная возлюбленная, которая три пары башмаков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три просвиры каменных изглодала, чтобы найти своего жениха (“Перышко Финиста-Ясного сокола”)".

Есть в сказке особые персонажи - чудесные помощники, которым передаются волшебным образом сила и способности героя, так что по мысли В.Я. Проппа, "герой и его помощник есть функционально одно лицо" (Пропп 1994: 171). Ими являются птица, единственное назначение которой - доставить героя из тридевятого царства домой; конь. Он крылат, как птица, и в то же время это существо хтоническое (т.е. связанное с землей), и дарит его герою умерший отец. Огненный конь ("из ноздрей пламя пышет") встречается в сказках многих народов мира. Во-вторых, это помощники антропоморфного вида, связанные с культом предков (умершая мать, оставляющая сироте корову-помощницу, благодарный мертвец - Медный Лоб, некая бабушка-затворенка). В-третьих, это олицетворенные человеческие способности (Опивало, Объедало и т.п.). Все помощники функционально едины: их роль - помочь герою выполнить трудную задачу.

Поскольку герою русской волшебной сказки зачастую дается нравственная оценка, то и чудесные помощники способствуют его успеху, потому что он "хороший". Однако чудесная помощь может быть лишена всякой моральной окраски - это лишь свойство чудесных предметов, независимо от того, кому они принадлежат. Волшебное кольцо помогает герою добыть царевну-невесту, но та же невеста, овладев этим кольцом, избавляется от нежеланного мужа.

Темные силы в волшебной сказке также представлены персонажами, разными по происхождению. Но функция у них одна: они испытывают героя. Это его ритуально-мифологические противники, которых он должен одолеть в ходе сказочных испытаний.

Со злыми силами природы, в первую очередь с подземным царством, связан Кощей Бессмертный. Сказка рисует его не чахлым стариком, а могущественным духом. В происхождении этого персонажа, душа которого находится вне тела, много неясного. Кощей в сказке всегда похищает женщину. Это приводит В.П. Аникина к следующему выводу: "Несомненно, что Кощей есть воплощение той социальной силы, которая нарушила древние порядки равноправия и отняла у женщины ее прежнюю социальную власть" (Аникин 1984: 78). Н.В. Новиков представляет Кощея Бессмертного романтическим любовником: "он стремится овладеть только одной женщиной, к которой сохраняет удивительное постоянство и доверие и от которой стремится добиться такого же внимания и благосклонности".

Еще одно истолкование этого персонажа предложил Е.М. Мелетинский: Кощей возвращает чудесную деву домой и делает ее своей женой. По древнему брачному праву это недопустимо: невесту следовало брать из другого рода. Кощей это право нарушил - сказочный герой его восстанавливает. Сказка осуждает инцест (кровосмесительную связь) (Мелетинский 1990: 86).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Техника «росписи по ткани»
Исследуя искусствоведческую литературу нами было установлено, что существуют разные способы выполнения «росписи по ткани». Батик – это особая техника росписи, при которой на ткань сначала наносят рисунок тонким слоем воска, затем покрывают ее краской. В результате окрашиваются непокрытые воском уча ...

Содержательный компонент обучения модулю «Информационные ресурсы» курса информатики и ИКТ в старшей школе
Современное социально-экономическое положение России, изменение в политической жизни страны предъявляют новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения. В современной педагогической практике наблюдается размытость воспитательных идеалов, эталонов поведения, рассогласовани ...

Формы ролевых игр на разных возрастных этапах
Одной из форм игрового общения, опробированной в игровом эксперименте, была сюжетная ролевая игра. Экспериментальная проверка показывает, что возрастные особенности школьников позволяли использовать ее разные варианты. Одним из вариантов была ролевая игра с предметом. Для организации такой игры шко ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru