Анализ объема и содержания обучения учащихся в программах образовательной области "Технология"

Современное образование » Проектирование модели процесса обучения учеников ДОУ при работе на токарном станке » Анализ объема и содержания обучения учащихся в программах образовательной области "Технология"

Страница 1

Образовательная область "Технология" является одной из содержательных областей учебного плана общеобразовательных учреждений. Ее введение обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда.

Основная психолого-педагогическая цель реализации в учебном процессе образовательной области "Технология" - профессиональное самоопределение молодежи, то есть формирование отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

"Для того чтобы раскрыть конкретные механизмы развития и осуществления индивидуальности личности в системе общественных отношений необходимо выделить системообразующие основания этих многочисленных систем".

Такими подсистемами, в частности являются политехническая и трудовая подготовка, которые обеспечивают соответствующее политехническое образование. В концепции функциональной природы политехнических знаний Атутов П.Р. обосновывает то, что одним из основных факторов развития личности учащегося выступает политехническое образование, а политехническая подготовка действенное средство ее формирования.

Политехническая подготовка, предусматривая теоретическое и практическое овладение общими научными основами и объектами современной техники, обогащает сферу общественных отношений школьников, средств их деятельности и нормы сознательного поведения. Это оказывает существенное влияние на процесс становления учащихся.

Область "Технология" обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний и умений в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, о ведении домашнего хозяйства; воспитывает общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности; содействует развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, стремления к созиданию, проявлению индивидуальности у каждого обучающегося.

Предмет нашего исследования обуславливает необходимость провести анализ программного содержания обучения учащихся сельской школ с целью выявления исходных предпосылок выработки практических умений и навыков в процессе работы на токарно-винторезных станках. Нами не случайно делается акцент на содержании образования сельских школ, так как опытно-экспериментальная проверка методики, проводимая нами в период педагогических практик, была реализована в сельской школе и поэтому вся исследовательская работа построена на материале сельской школы. В виду того, что основными нормативными документами организации обучения учащихся в образовательной области "Технология" является учебные планы и программы, проанализируем программу "Трудовое обучение для сельских школ. Технология" 1998 года, составленная под руководством д. п. н., профессора В.Д. Симоненко. Данные для анализа представлены в таблице № 1.

Таблица № 1.

Тематическое планирование V-XI классы.

V класс

п/п

Подразделы и темы

Количество учебных часов

подраздел

Тема

Технология обработки древесины (изготовление изделий из древесины налаженными инструментами и на налаженном оборудовании)

Вводное занятие

2

Сведения по материаловедению. Элементы графической грамоты.

2

Разметка, строгание и пиление

4

Сверление отверстий. Изготовление изделий из древесины

2

Отделка деталей и их подготовка к сборке

2

Сборка и отделка изделия

4

Итого

16

Элементы машиноведения

Сведения по истории развития технике. Понятие об изделии и детали.

2

Устройство и управление сверлильным станком

2

Итого

4

VI класс

Вводное занятие

2

2

Элементы машиноведения

4

4

Технология обработки древесины

Работа на токарном станке по дереву

4

Изготовление изделий из древесины с наладкой инструментов и приспособлений

4

Технология изготовления деталей, включающих шиповые соединения

6

Итого

14

VII класс

Технология обработки древесины

Технология токарной обработки древесины (продолжение)

4

Разработка конструкций изделия и технологии изготовления его деталей

2

Изготовление деталей изделия из древесины с элементами художественной отделки

4

Сборка и его отделка

2

Итого

12

Элементы машиноведения

Общность механизмов различных станков. Устройство токарно - винторезного станка

2

Устройство и принцип действия настольного горизонтально - фрезерного станка

2

Итого

4

Художественная обработка материалов.

Художественная обработка древесины

Столярня подготовка поверхности древесины к отделки

2

Отделка древесины лакокрасочными материалами

2

Выжигание

2

Резьба по дереву

4

Мозаика по дереву

4

Общие основы художественного конструирования

4

Орнамент и узор

2

Итого

20

Художественная обработка металла (вариативная часть)

Вводное занятие

1

Металлопластика

4

Пропильной металл

4

Изделия из проволоки

5

Чеканка на резиновой подкладке

6

Итого

20

VIII класс

Графика

Введение

2

Техника черчения и правила выполнения чертежей

10

Формы и формообразование

4

Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов

7

Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых формирование

2

Перспектива и аксонометрия

5

Технический рисунок

4

Элементы графического дизайна

-

Итого

34

IX класс

Профессиональное самоопределение

Внутренний мир человека и система представлений о себе

2

Профессиональные интересы и склонности

2

Способности, условия их проявления и развития

2

Природные свойства нервной системы

2

Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности

2

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

2

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность

2

Здоровье и выбор профессии

2

Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности

2

Профессиональная проба

2

Итого

20

Проект

16

Графика

Повторение сведений о техническом рисунке и комплексных чертежах

1

Пересечение простейших геометрических образов. Сечения

4

Разрезы

4

Расширение сведений об изображениях

2

Чертежи типовых деталей и их соединений

5

Чертеж общего вида. Сборочный чертеж

8

Схемы, графики, диаграммы

3

Архитектурно - строительные чертежи

4

Расширение сведений о графике

-

Контрольная работа

1

Обзор разновидностей графических изображений и особенности их применения в жизни человека и его профессиональной деятельности

1

Выставка и обсуждение творческих работ - проектов учащихся по графике

1

Итого

34

X класс

Техническое творчество

Человек и техника

2

Устройство (морфология) техники

4

Техническое творчество как вид технологии

10

Технология изготовления объектов техники

4

Итого

20

Введение в художественное конструирование

Развитие материальной культуры и прикладного искусства

2

Зарождение и становление дизайна

1

Дизайн в России.

2

Формообразование

2

Практическая работа

2

Композиция

2

Практическая работа

4

Цвет

1

Практическая работа

4

Итого

20

Проект

16

XI класс

Производство и окружающая среда

Биологические основы экологии

2

Научно - техническая революция второй половины XX века

2

Глобальные проблемы человечества

2

Энергетика и экология

2

Загрязнение атмосферы

2

Загрязнение гидросферы

2

Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства

2

Природоохранная деятельность

2

Экологическое мышление и экологическая мораль

2

Итого

18

Техническое творчество. Основы проектирования изделий

Последовательность проектирования

3

Информационная база технического творчества

3

Основы изобретательской деятельности

6

Выбор темы проекта и проведение экспериментов

8

Итого

20

Введение в художественное конструирование

Последовательность выполнения проекта

2

Техника выполнения проектной графики

2

Практическая работа

4

Объемное проектирование (макетирование)

2

Практическая работа

10

Итого

20

Проект

16

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Введение понятий математического ожидания, среднеквадратичного отклонения и ковариации
Рассмотрим задачу 4 прошлого урока. Найдем сколько раз в среднем, выпадает четное число на кубике за три опыта. Кто нибудь знает? 1,5 - это понятно интуитивно. А теперь проверим при помощи формулы. Величина называется математическим ожиданием и показывает какая с.в. в среднем выпадает. Свойства мат ...

Сущность понятия «толерантность»
Ненавидеть разумное существо, народ, расу - это же безумие. Это уже сродни некоей неистовой мифологии, человеконенавистнической аллегории. Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности - женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, ленивых и тру ...

Виды стилей педагогического общения
В психолого–педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Для педагогов, которым свойственен авторитарный стиль характерно подавление своих воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru