Анализ объема и содержания обучения учащихся в программах образовательной области "Технология"

Современное образование » Проектирование модели процесса обучения учеников ДОУ при работе на токарном станке » Анализ объема и содержания обучения учащихся в программах образовательной области "Технология"

Страница 1

Образовательная область "Технология" является одной из содержательных областей учебного плана общеобразовательных учреждений. Ее введение обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда.

Основная психолого-педагогическая цель реализации в учебном процессе образовательной области "Технология" - профессиональное самоопределение молодежи, то есть формирование отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

"Для того чтобы раскрыть конкретные механизмы развития и осуществления индивидуальности личности в системе общественных отношений необходимо выделить системообразующие основания этих многочисленных систем".

Такими подсистемами, в частности являются политехническая и трудовая подготовка, которые обеспечивают соответствующее политехническое образование. В концепции функциональной природы политехнических знаний Атутов П.Р. обосновывает то, что одним из основных факторов развития личности учащегося выступает политехническое образование, а политехническая подготовка действенное средство ее формирования.

Политехническая подготовка, предусматривая теоретическое и практическое овладение общими научными основами и объектами современной техники, обогащает сферу общественных отношений школьников, средств их деятельности и нормы сознательного поведения. Это оказывает существенное влияние на процесс становления учащихся.

Область "Технология" обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний и умений в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, о ведении домашнего хозяйства; воспитывает общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности; содействует развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, стремления к созиданию, проявлению индивидуальности у каждого обучающегося.

Предмет нашего исследования обуславливает необходимость провести анализ программного содержания обучения учащихся сельской школ с целью выявления исходных предпосылок выработки практических умений и навыков в процессе работы на токарно-винторезных станках. Нами не случайно делается акцент на содержании образования сельских школ, так как опытно-экспериментальная проверка методики, проводимая нами в период педагогических практик, была реализована в сельской школе и поэтому вся исследовательская работа построена на материале сельской школы. В виду того, что основными нормативными документами организации обучения учащихся в образовательной области "Технология" является учебные планы и программы, проанализируем программу "Трудовое обучение для сельских школ. Технология" 1998 года, составленная под руководством д. п. н., профессора В.Д. Симоненко. Данные для анализа представлены в таблице № 1.

Таблица № 1.

Тематическое планирование V-XI классы.

V класс

п/п

Подразделы и темы

Количество учебных часов

подраздел

Тема

Технология обработки древесины (изготовление изделий из древесины налаженными инструментами и на налаженном оборудовании)

Вводное занятие

2

Сведения по материаловедению. Элементы графической грамоты.

2

Разметка, строгание и пиление

4

Сверление отверстий. Изготовление изделий из древесины

2

Отделка деталей и их подготовка к сборке

2

Сборка и отделка изделия

4

Итого

16

Элементы машиноведения

Сведения по истории развития технике. Понятие об изделии и детали.

2

Устройство и управление сверлильным станком

2

Итого

4

VI класс

Вводное занятие

2

2

Элементы машиноведения

4

4

Технология обработки древесины

Работа на токарном станке по дереву

4

Изготовление изделий из древесины с наладкой инструментов и приспособлений

4

Технология изготовления деталей, включающих шиповые соединения

6

Итого

14

VII класс

Технология обработки древесины

Технология токарной обработки древесины (продолжение)

4

Разработка конструкций изделия и технологии изготовления его деталей

2

Изготовление деталей изделия из древесины с элементами художественной отделки

4

Сборка и его отделка

2

Итого

12

Элементы машиноведения

Общность механизмов различных станков. Устройство токарно - винторезного станка

2

Устройство и принцип действия настольного горизонтально - фрезерного станка

2

Итого

4

Художественная обработка материалов.

Художественная обработка древесины

Столярня подготовка поверхности древесины к отделки

2

Отделка древесины лакокрасочными материалами

2

Выжигание

2

Резьба по дереву

4

Мозаика по дереву

4

Общие основы художественного конструирования

4

Орнамент и узор

2

Итого

20

Художественная обработка металла (вариативная часть)

Вводное занятие

1

Металлопластика

4

Пропильной металл

4

Изделия из проволоки

5

Чеканка на резиновой подкладке

6

Итого

20

VIII класс

Графика

Введение

2

Техника черчения и правила выполнения чертежей

10

Формы и формообразование

4

Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов

7

Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых формирование

2

Перспектива и аксонометрия

5

Технический рисунок

4

Элементы графического дизайна

-

Итого

34

IX класс

Профессиональное самоопределение

Внутренний мир человека и система представлений о себе

2

Профессиональные интересы и склонности

2

Способности, условия их проявления и развития

2

Природные свойства нервной системы

2

Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности

2

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

2

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность

2

Здоровье и выбор профессии

2

Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности

2

Профессиональная проба

2

Итого

20

Проект

16

Графика

Повторение сведений о техническом рисунке и комплексных чертежах

1

Пересечение простейших геометрических образов. Сечения

4

Разрезы

4

Расширение сведений об изображениях

2

Чертежи типовых деталей и их соединений

5

Чертеж общего вида. Сборочный чертеж

8

Схемы, графики, диаграммы

3

Архитектурно - строительные чертежи

4

Расширение сведений о графике

-

Контрольная работа

1

Обзор разновидностей графических изображений и особенности их применения в жизни человека и его профессиональной деятельности

1

Выставка и обсуждение творческих работ - проектов учащихся по графике

1

Итого

34

X класс

Техническое творчество

Человек и техника

2

Устройство (морфология) техники

4

Техническое творчество как вид технологии

10

Технология изготовления объектов техники

4

Итого

20

Введение в художественное конструирование

Развитие материальной культуры и прикладного искусства

2

Зарождение и становление дизайна

1

Дизайн в России.

2

Формообразование

2

Практическая работа

2

Композиция

2

Практическая работа

4

Цвет

1

Практическая работа

4

Итого

20

Проект

16

XI класс

Производство и окружающая среда

Биологические основы экологии

2

Научно - техническая революция второй половины XX века

2

Глобальные проблемы человечества

2

Энергетика и экология

2

Загрязнение атмосферы

2

Загрязнение гидросферы

2

Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства

2

Природоохранная деятельность

2

Экологическое мышление и экологическая мораль

2

Итого

18

Техническое творчество. Основы проектирования изделий

Последовательность проектирования

3

Информационная база технического творчества

3

Основы изобретательской деятельности

6

Выбор темы проекта и проведение экспериментов

8

Итого

20

Введение в художественное конструирование

Последовательность выполнения проекта

2

Техника выполнения проектной графики

2

Практическая работа

4

Объемное проектирование (макетирование)

2

Практическая работа

10

Итого

20

Проект

16

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Обследование речи детей по методике Г. А. Волковой
Логопедическое обследование проводится в начале коррекционно-воспитательного воздействия на заикающихся. Такие проявления, как способность заикающихся детей к подражанию, развитие игровой активности, степень сформированности у них общественного поведения, личностные и эмоциональные реакции, могут в ...

Содержание педагогического общения
Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому либо циркулирует между ними. Поскольку эта информация по своему характеру далеко не однородна, то по содержанию выделяют материальное, когнитивное, кондиционное, мотива ...

Компетенция ПКСПП-7
Компетенция ПКСПП-7 – это профессиональная компетенция в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании: «способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педа ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru