Образовательная область "Технология" является одной из содержательных областей учебного плана общеобразовательных учреждений. Ее введение обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда.
Основная психолого-педагогическая цель реализации в учебном процессе образовательной области "Технология" - профессиональное самоопределение молодежи, то есть формирование отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
"Для того чтобы раскрыть конкретные механизмы развития и осуществления индивидуальности личности в системе общественных отношений необходимо выделить системообразующие основания этих многочисленных систем".
Такими подсистемами, в частности являются политехническая и трудовая подготовка, которые обеспечивают соответствующее политехническое образование. В концепции функциональной природы политехнических знаний Атутов П.Р. обосновывает то, что одним из основных факторов развития личности учащегося выступает политехническое образование, а политехническая подготовка действенное средство ее формирования.
Политехническая подготовка, предусматривая теоретическое и практическое овладение общими научными основами и объектами современной техники, обогащает сферу общественных отношений школьников, средств их деятельности и нормы сознательного поведения. Это оказывает существенное влияние на процесс становления учащихся.
Область "Технология" обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний и умений в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, о ведении домашнего хозяйства; воспитывает общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности; содействует развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, стремления к созиданию, проявлению индивидуальности у каждого обучающегося.
Предмет нашего исследования обуславливает необходимость провести анализ программного содержания обучения учащихся сельской школ с целью выявления исходных предпосылок выработки практических умений и навыков в процессе работы на токарно-винторезных станках. Нами не случайно делается акцент на содержании образования сельских школ, так как опытно-экспериментальная проверка методики, проводимая нами в период педагогических практик, была реализована в сельской школе и поэтому вся исследовательская работа построена на материале сельской школы. В виду того, что основными нормативными документами организации обучения учащихся в образовательной области "Технология" является учебные планы и программы, проанализируем программу "Трудовое обучение для сельских школ. Технология" 1998 года, составленная под руководством д. п. н., профессора В.Д. Симоненко. Данные для анализа представлены в таблице № 1.
Таблица № 1.
Тематическое планирование V-XI классы.
V класс | |||
№ п/п |
Подразделы и темы |
Количество учебных часов | |
подраздел |
Тема | ||
Технология обработки древесины (изготовление изделий из древесины налаженными инструментами и на налаженном оборудовании) | |||
Вводное занятие |
2 | ||
Сведения по материаловедению. Элементы графической грамоты. |
2 | ||
Разметка, строгание и пиление |
4 | ||
Сверление отверстий. Изготовление изделий из древесины |
2 | ||
Отделка деталей и их подготовка к сборке |
2 | ||
Сборка и отделка изделия |
4 | ||
Итого |
16 | ||
Элементы машиноведения | |||
Сведения по истории развития технике. Понятие об изделии и детали. |
2 | ||
Устройство и управление сверлильным станком |
2 | ||
Итого |
4 | ||
VI класс | |||
Вводное занятие |
2 |
2 | |
Элементы машиноведения |
4 |
4 | |
Технология обработки древесины | |||
Работа на токарном станке по дереву |
4 | ||
Изготовление изделий из древесины с наладкой инструментов и приспособлений |
4 | ||
Технология изготовления деталей, включающих шиповые соединения |
6 | ||
Итого |
14 | ||
VII класс | |||
Технология обработки древесины | |||
Технология токарной обработки древесины (продолжение) |
4 | ||
Разработка конструкций изделия и технологии изготовления его деталей |
2 | ||
Изготовление деталей изделия из древесины с элементами художественной отделки |
4 | ||
Сборка и его отделка |
2 | ||
Итого |
12 | ||
Элементы машиноведения | |||
Общность механизмов различных станков. Устройство токарно - винторезного станка |
2 | ||
Устройство и принцип действия настольного горизонтально - фрезерного станка |
2 | ||
Итого |
4 | ||
Художественная обработка материалов. Художественная обработка древесины | |||
Столярня подготовка поверхности древесины к отделки |
2 | ||
Отделка древесины лакокрасочными материалами |
2 | ||
Выжигание |
2 | ||
Резьба по дереву |
4 | ||
Мозаика по дереву |
4 | ||
Общие основы художественного конструирования |
4 | ||
Орнамент и узор |
2 | ||
Итого |
20 | ||
Художественная обработка металла (вариативная часть) | |||
Вводное занятие |
1 | ||
Металлопластика |
4 | ||
Пропильной металл |
4 | ||
Изделия из проволоки |
5 | ||
Чеканка на резиновой подкладке |
6 | ||
Итого |
20 | ||
VIII класс | |||
Графика | |||
Введение |
2 | ||
Техника черчения и правила выполнения чертежей |
10 | ||
Формы и формообразование |
4 | ||
Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов |
7 | ||
Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых формирование |
2 | ||
Перспектива и аксонометрия |
5 | ||
Технический рисунок |
4 | ||
Элементы графического дизайна |
- | ||
Итого |
34 | ||
IX класс | |||
Профессиональное самоопределение | |||
Внутренний мир человека и система представлений о себе |
2 | ||
Профессиональные интересы и склонности |
2 | ||
Способности, условия их проявления и развития |
2 | ||
Природные свойства нервной системы |
2 | ||
Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности |
2 | ||
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении |
2 | ||
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность |
2 | ||
Здоровье и выбор профессии |
2 | ||
Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности |
2 | ||
Профессиональная проба |
2 | ||
Итого |
20 | ||
Проект |
16 | ||
Графика | |||
Повторение сведений о техническом рисунке и комплексных чертежах |
1 | ||
Пересечение простейших геометрических образов. Сечения |
4 | ||
Разрезы |
4 | ||
Расширение сведений об изображениях |
2 | ||
Чертежи типовых деталей и их соединений |
5 | ||
Чертеж общего вида. Сборочный чертеж |
8 | ||
Схемы, графики, диаграммы |
3 | ||
Архитектурно - строительные чертежи |
4 | ||
Расширение сведений о графике |
- | ||
Контрольная работа |
1 | ||
Обзор разновидностей графических изображений и особенности их применения в жизни человека и его профессиональной деятельности |
1 | ||
Выставка и обсуждение творческих работ - проектов учащихся по графике |
1 | ||
Итого |
34 | ||
X класс | |||
Техническое творчество | |||
Человек и техника |
2 | ||
Устройство (морфология) техники |
4 | ||
Техническое творчество как вид технологии |
10 | ||
Технология изготовления объектов техники |
4 | ||
Итого |
20 | ||
Введение в художественное конструирование | |||
Развитие материальной культуры и прикладного искусства |
2 | ||
Зарождение и становление дизайна |
1 | ||
Дизайн в России. |
2 | ||
Формообразование |
2 | ||
Практическая работа |
2 | ||
Композиция |
2 | ||
Практическая работа |
4 | ||
Цвет |
1 | ||
Практическая работа |
4 | ||
Итого |
20 | ||
Проект |
16 | ||
XI класс | |||
Производство и окружающая среда | |||
Биологические основы экологии |
2 | ||
Научно - техническая революция второй половины XX века |
2 | ||
Глобальные проблемы человечества |
2 | ||
Энергетика и экология |
2 | ||
Загрязнение атмосферы |
2 | ||
Загрязнение гидросферы |
2 | ||
Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства |
2 | ||
Природоохранная деятельность |
2 | ||
Экологическое мышление и экологическая мораль |
2 | ||
Итого |
18 | ||
Техническое творчество. Основы проектирования изделий | |||
Последовательность проектирования |
3 | ||
Информационная база технического творчества |
3 | ||
Основы изобретательской деятельности |
6 | ||
Выбор темы проекта и проведение экспериментов |
8 | ||
Итого |
20 | ||
Введение в художественное конструирование | |||
Последовательность выполнения проекта |
2 | ||
Техника выполнения проектной графики |
2 | ||
Практическая работа |
4 | ||
Объемное проектирование (макетирование) |
2 | ||
Практическая работа |
10 | ||
Итого |
20 | ||
Проект |
16 |
Читайте также:
Введение понятий математического ожидания, среднеквадратичного отклонения и
ковариации
Рассмотрим задачу 4 прошлого урока. Найдем сколько раз в среднем, выпадает четное число на кубике за три опыта. Кто нибудь знает? 1,5 - это понятно интуитивно. А теперь проверим при помощи формулы. Величина называется математическим ожиданием и показывает какая с.в. в среднем выпадает. Свойства мат ...
Сущность понятия «толерантность»
Ненавидеть разумное существо, народ, расу - это же безумие. Это уже сродни некоей неистовой мифологии, человеконенавистнической аллегории. Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности - женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, ленивых и тру ...
Виды стилей педагогического общения
В психолого–педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Для педагогов, которым свойственен авторитарный стиль характерно подавление своих воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах ...