Задачи и средства адаптивного физического воспитания

Страница 1

К общим задачам адаптивного физического воспитания в специальных коррекционных) школах III—IV видов относятся

- воспитание гармонически развитого ребенка;

- укрепление здоровья

- воспитание волевых качеств

- обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам

- развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

- охрана и развитие остаточного зрения

- развитие навыков пространственной ориентировки

- развитие навыков пространственной ориентировки

- развитие и использование сохранных анализаторов

- развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза;

- укрепление мышечной системы глаза

- коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;

- коррекция скованности и ограниченности движений

- коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства

- активизация функций сердечно-сосудистой системы

- коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений

- развитие коммуникативной и познавательной деятельности и пр.

В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений.

1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

2. Общеразвивающие упражнения:

3. без предметов

4. с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);

5. — на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.)

6. Упражнения на формирование навыка правильной осанки

7. Упражнения для укрепления сводов стопы.

8. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем

9. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение то нуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

10. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.

К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.

Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания

Адаптивное физическое воспитание детей в школах III—IV видов предусматривает овладение школьниками программным материалом в соответствии с государственным образовательным стандартом. За период обучения в школе ребенок овладевает основными двигательными действиями, теоретическими знаниями. В школьную программу включены следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, которые способствуют гармоничному развитию школьников без каких-либо скидок на недостаточность зрения. Помимо этого предусмотрены дополнительные занятия по коррекции двигательных нарушений, ритмике, рекреативные занятия и адаптивный спорт.

В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются не только общие задачи — развитие, обучение, воспитание, которые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и отражены в программных документах, но и специальные задачи. Они имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность. Основные направления адаптивного физического воспитания для детей с депривацией зрения представлены на рис. 2.10.

К особенностям коррекционной направленности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения относятся положения, учитывающие следующие сведения о физическом, соматическом и психическом состоянии учащихся:

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Обоснование гуманистической методологии педагогики
Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее «врастания» в педагогическую теорию и практику. Обращение к педагогическим трудам европейских ученых (XVIII–XIX вв.) также демонстрирует, что пере ...

Задания для обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся 2 класса на уроках эвенского языка
Для развития диалогической речи русскоязычных учащихся – большое значение имеют требование, т.е. задание. Чтобы решать вопросы привития учащимся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на якутском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическ ...

Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры
Культура – понятие, относящееся к любому социальному явлению. Конечно, будучи специфической характеристикой любого социального действия, отношения, вещи и т.д. культура в каждом случае равная по содержанию. Здесь речь идет об универсальной приложимости понятия культуры к явлениям общественной жизни ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru