Воспитание толерантности

Современное образование » Воспитание толерантности

В истории всего человечества, в том числе и России, вопрос о воспитании толерантности никогда еще не стоял так остро, как на грани второго и третьего тысячелетий. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма (Индия, Великобритания, Россия, Азербайджан, Грузия, США) носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что ХХ век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие ценности и идеалы.

Неисчислимые жертвы и невиданные ранее человеческие страдания побудили ООН и ЮНЕСКО объявить первое десятилетие ХХI века десятилетием культуры мира и ненасилия. В «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000 года, называются следующие фундаментальные ценности XXI века: свобода личности, равенство, солидарность, уважение к природе, общая обязанность, терпимость (при всем многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга; различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны быть ценнейшим достоянием человечества).

Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Не имея ясного представления о всеобщих универсальных ценностях, абсолютных и неизменных, человечество быстро превращается в сообщество, состоящее из индивидов и мелких групп, которые рвутся к удовлетворению эгоистичных желаний и потребностей.

Основными признаками деструктивных социальных трансформаций явились: повышение уровня социальной энтропии, возникновение кризисов поведения (девиантное, деликвентное, протестное, депрессии), рост агрессии. Обозначенные проблемы могут и должны решаться в нескольких плоскостях. С одной стороны, это общегосударственные меры политического и социально-экономического характера, а с другой стороны, это меры педагогические, образовательные.

Родители и педагоги обязаны не только развивать интеллектуальные способности молодого поколения, наш долг - позаботиться о его нравственном и этическом развитии, поскольку лишь человек, зрелый сердцем и душой, способен воплотить в жизнь вселенские идеалы.

Если ХХ век был эпохой научно-технических и экономических достижений, то ХХI должен стать эпохой глобального возрождения. Мы уже не ожидаем, что эти перемены произойдут только за счет научных и технических достижений. Из опыта ХХ столетия мы знаем, что наука, техника и экономика в своем чистом виде не могут создать надлежащих условий для мира, гармонии и истинного счастья. Для этого нам необходим новый универсальный взгляд на жизнь с учетом глобальных ценностей.

При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу, своей противоречивостью, повышенной сложностью связей и отношений, особенностями передачи духовных ценностей и моделей конструктивного взаимодействия с миром.

Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по нашему мнению, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Вот почему на одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.

Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Конфликты, усугубленные проблемами нищеты, усилили темпы миграции, увеличили число беженцев и мигрантов, ищущих работу в тех странах и регионах, которые некогда были монокультурными. Школьные классы становятся микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих школ это обстоятельство стало причиной сложных проблем. Межкультурному взаимопониманию, примирению нужно учить. Одной из задач, поэтому становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и творчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

Таким образом, воспитание межнациональной толерантности обретает особую актуальность. Премьер-министром России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактику национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Актуально воспитание толерантности и в условиях детского оздоровительного лагеря. Ведь здесь, где складываются взаимоотношения между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности, проблема культуры общения является одной из самых острых. Иногда ясно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, каков он есть, дети часто ведут себя некорректно и неадекватно. Быть терпимыми друг к другу - порой, для них очень сложная задача. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в отряде, воспитание толерантности помогают разрешить многие проблемы и конфликты, возникающие в детском лагере, способствуют воспитанию у молодого поколения гуманного, цивилизованного отношения к людям.

Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной нами темы: «Воспитание толерантности в детском оздоровительном лагере».

Целью работы является разработка авторской концепции по реализации принципа толерантности в условиях детского оздоровительного лагеря, примерное планирование лагерной смены в рамках данного принципа.

Гипотеза работы: планирование лагерной смены в рамках воспитания толерантности сформирует у детей понятие о проблеме толерантности как об одной из самых острых в современном обществе, научит их быть терпимым по отношению друг к другу.

Объектом нашего исследования является воспитание подрастающего поколения в условиях лагерной смены, предметом — воспитание у детей толерантного отношения друг к другу.

Для достижения выдвинутой цели нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучение проблемы толерантности в современной педагогике;

2. Определение сущности принципа толерантности и его значения для формирования личности;

3. Выявление личностных и социальных факторов, оказывающих влияние на формирования межнациональной терпимости;

4. Выявление особенностей формирования толерантности в условиях детского оздоровительного лагеря;

5. Планирование лагерной смены, направленной на осуществление принципа толерантности в условиях детского оздоровительного лагеря.

В работе основной акцент будет сделан на формировании национальной толерантности, однако не следует забывать, что, воспитывая терпимость к людям другой национальности, мы параллельно учим детей толерантному отношению к другой вере, другим взглядам на жизнь, другому образу жизни, мнению, ценностям, то есть, формируем все типы толерантности.


Читайте также:

Средства педагогического общения
Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия (А.А. Лобанов).М.И. Лисина считает, что средства общения это "… те операции, с помощью которых кажды ...

Работа с "трудными подростками"
Особое место в индивидуальной воспитательной работы мастера занимает работа с "трудными учащимися. Под трудными, педагогически запущенными учащимися подразумевается подростки, систематически нарушающие установленные нормы поведения в учебных заведениях и вне его, допускающие случаи правонаруше ...

Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Указание на необходимость комплексного воздействия и попытки его применения встречаются уже в трудах отечественных авторов – И. А. Сикорского ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru