Опыт организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках географии

Современное образование » Организация учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в процессе обучения географии » Опыт организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках географии

Страница 1

Опираясь на известное определение учебно-исследовательской деятельности учащихся, данное Г. В. Артемьевой и А. В. Дружковой, учебно-исследовательская деятельность считается одним из видов школьного исследования, целью которого является выяснение учениками реального состояния изучаемого географического явления и его оценка [16, С.86].

Использование этой формы организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся вошло в практику преподавания географии в МОУ СОШ с. Талдан Сковородинского района, Амурской области, в старших классах.

Школьный учебный процесс, даже хорошо построенный, вызывает у школьников скуку, страх и другие отрицательные переживания из-за того, что каждый учитель – предметник создает культ своего предмета, культ заучивания подряд содержания учебника по предмету

Интересы школьника нельзя «втиснуть» в рамки учебной программы. Они гораздо шире, разнообразнее и отвечают различным видам деятельности в области исследований [8, С.120].

Предметом исследования могут быть самые разные проблемы. Например, при изучении темы «Нации и национальные отношения» для исследования была выбрана проблема малых народов Дальнего Востока, обеспечения прав и свобод личности независимо от этнической принадлежности.

Опыт показал, что использование ученических исследований в процессе обучения географии способствует более глубокому усвоению учебного материала, формированию исследовательских умений, выработке лично значимой и обоснованной оценки географического явления, события, дает ориентир в жизненном выборе [2, С.36].

Опрос администрацией школы среди учащихся старших классов выявил возрастание их интереса к курсу географии при использовании этой формы организации учебно-познавательной деятельности. Учащиеся стали больше интересоваться географической информацией и дебатами по географическим и экологическим проблемам в средствах массовой информации. Старшеклассники оценили ученическое географическое исследование как: а) интересное, увлекательное средство изучения новой темы; б) средство, помогающее ориентироваться в информационном потоке; в) научную базу для формирования собственной позиции по исследуемой проблеме.

Поскольку методы географии требуют, в основном, коллективной работы, необходимо применять структуру группового ученического исследования. К тому же, как показал опыт, и сами ученики охотнее решают любую проблему в группе (см. Приложение №8).

Как уже говорилось выше, учебно-исследовательская работа имеет ряд отличий от научного исследования. Цель ученического исследования – глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков. Не исключено, что в процессе исследования учащиеся могут получить какие-либо новые данные, но они не будут носить характер научного открытия.

В ходе учебно-исследовательской работы по географии используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, хрестоматии, документы, статистическая информация, материалы СМИ и Интернета и многое другое. Эти источники различаются по степени дидактической обработанности, характеру содержащейся в них информации. При их отборе требуются руководство и помощь со стороны учителя [1, С.83].

Структура ученического исследования разрабатывалась с учетом логики научных исследований (труды А.Г. Здравомыслова, Е.Г. Слуцкого, А.В. Воронцова, В.А. Ядова и других) и на основе разработок в области теории и методики преподавания географии в школе (работы О.И. Ануфриевой, Г.С. Ассоновой, В.В. Барабанова, С.А. Малиновской и других).

Методическая модель учебно-исследовательской работы по географии представляет собой совокупность двух блоков, основанных на ролевых характеристиках и действиях учителя и учащихся в ходе работы [14, С.237].

Функциональное значение модели состоит в том, что она включает в себя алгоритм поэтапных действий учителя и учащихся в ходе исследования.

В первый блок учебно-исследовательской деятельности старшеклассников входит деятельность учителя. К функциям учителя относятся следующие:

Учитель знакомит старшеклассников с построением исследования, с методами географии;

Выявляет наиболее значимые для учащихся элементы содержания географического курса и устанавливает их соответствие с базисной программой и учебно-воспитательными задачами курса;

Организует их изучение методами географии (наблюдение, измерение, опрос, интерпретация географической информации и другие);

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Художественное своеобразие басен И.А. Крылова
Детство Крылова прошло в Твери, в небогатой дворянской семье, в близком общении с народом. На веселых народных гуляньях мальчик вслушивался в острые словечки и шутки, смеялся над язвительными анекдотами о чиновниках-взяточниках, над историями о хитрых мужичках. Очень рано Крылов начал чиновничью сл ...

Организация помощи российским студентам в Европе в 1920-1939 гг
Важнейшим аспектом деятельности системы российских эмигрантских студенческих обществ и союзов в 1920-1930-е годы являлось оказание многоаспектной помощи своим членам, а также и тем российским студентам, которые обращались к ним за разовой (в основном административной и правовой) поддержкой. Российс ...

Использование интеграции содержания учебных предметов для формирования ЗОЖ
Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. В реализации межпредметных связей, при изучении биологии, условно можно выделить два блока процессов: актуализация и конкретизация. Под актуализацией мы понимаем создание на уроке такой сит ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru