Опираясь на известное определение учебно-исследовательской деятельности учащихся, данное Г. В. Артемьевой и А. В. Дружковой, учебно-исследовательская деятельность считается одним из видов школьного исследования, целью которого является выяснение учениками реального состояния изучаемого географического явления и его оценка [16, С.86].
Использование этой формы организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся вошло в практику преподавания географии в МОУ СОШ с. Талдан Сковородинского района, Амурской области, в старших классах.
Школьный учебный процесс, даже хорошо построенный, вызывает у школьников скуку, страх и другие отрицательные переживания из-за того, что каждый учитель – предметник создает культ своего предмета, культ заучивания подряд содержания учебника по предмету
Интересы школьника нельзя «втиснуть» в рамки учебной программы. Они гораздо шире, разнообразнее и отвечают различным видам деятельности в области исследований [8, С.120].
Предметом исследования могут быть самые разные проблемы. Например, при изучении темы «Нации и национальные отношения» для исследования была выбрана проблема малых народов Дальнего Востока, обеспечения прав и свобод личности независимо от этнической принадлежности.
Опыт показал, что использование ученических исследований в процессе обучения географии способствует более глубокому усвоению учебного материала, формированию исследовательских умений, выработке лично значимой и обоснованной оценки географического явления, события, дает ориентир в жизненном выборе [2, С.36].
Опрос администрацией школы среди учащихся старших классов выявил возрастание их интереса к курсу географии при использовании этой формы организации учебно-познавательной деятельности. Учащиеся стали больше интересоваться географической информацией и дебатами по географическим и экологическим проблемам в средствах массовой информации. Старшеклассники оценили ученическое географическое исследование как: а) интересное, увлекательное средство изучения новой темы; б) средство, помогающее ориентироваться в информационном потоке; в) научную базу для формирования собственной позиции по исследуемой проблеме.
Поскольку методы географии требуют, в основном, коллективной работы, необходимо применять структуру группового ученического исследования. К тому же, как показал опыт, и сами ученики охотнее решают любую проблему в группе (см. Приложение №8).
Как уже говорилось выше, учебно-исследовательская работа имеет ряд отличий от научного исследования. Цель ученического исследования – глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков. Не исключено, что в процессе исследования учащиеся могут получить какие-либо новые данные, но они не будут носить характер научного открытия.
В ходе учебно-исследовательской работы по географии используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, хрестоматии, документы, статистическая информация, материалы СМИ и Интернета и многое другое. Эти источники различаются по степени дидактической обработанности, характеру содержащейся в них информации. При их отборе требуются руководство и помощь со стороны учителя [1, С.83].
Структура ученического исследования разрабатывалась с учетом логики научных исследований (труды А.Г. Здравомыслова, Е.Г. Слуцкого, А.В. Воронцова, В.А. Ядова и других) и на основе разработок в области теории и методики преподавания географии в школе (работы О.И. Ануфриевой, Г.С. Ассоновой, В.В. Барабанова, С.А. Малиновской и других).
Методическая модель учебно-исследовательской работы по географии представляет собой совокупность двух блоков, основанных на ролевых характеристиках и действиях учителя и учащихся в ходе работы [14, С.237].
Функциональное значение модели состоит в том, что она включает в себя алгоритм поэтапных действий учителя и учащихся в ходе исследования.
В первый блок учебно-исследовательской деятельности старшеклассников входит деятельность учителя. К функциям учителя относятся следующие:
Учитель знакомит старшеклассников с построением исследования, с методами географии;
Выявляет наиболее значимые для учащихся элементы содержания географического курса и устанавливает их соответствие с базисной программой и учебно-воспитательными задачами курса;
Организует их изучение методами географии (наблюдение, измерение, опрос, интерпретация географической информации и другие);
Читайте также:
Перспективы
развития педагогической профессии
В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обо ...
Взаимодействие субъектов образовательного процесса по решению проблем педагогически
запущенных детей
Успешность учебно - воспитательного процесса в школе в значительной мере определяется эффективностью взаимодействия основных субъектов образовательного процесса - учителей, школьников, их родителей, представителей администрации социального педагога и школьного психолога, и достигается там, где учас ...
Основные направления изучения линии уравнений в школьном
курсе алгебры
Уравнение как общематематическое понятие многоаспектно. Можно выделить главные области возникновения и функционирования понятия "уравнение" как: средства решения текстовых задач; особого рода формулы, служащей в алгебре объектом изучения; формулы, которой косвенно определяются числа или к ...