Изучение творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Современное образование » Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста » Изучение творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста

Страница 1

Исследование проводилось в средней группе №13 и подготовительной группе №6 центра развития ребёнка детского сада «Теремок» №9.

Изучение уровня творческого воображения проводилось с помощью методики О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур». Результаты представлены в приложении 1,2.

Из таблицы №1 видно, что в средней группе большинство детей имеют низкий уровень воображения. Эти дети фактически не приняли задачу, они рисовали с заданной фигуркой что- то своё, некоторые дали беспредметные изображения («такой узор»).

Вероника К. «Не знаю»

Матвей К. «Кружок»

Средний уровень творческого воображения показывают лишь 20% детей. Для среднего уровня характерно: схематичность рисунка, отсутствие деталей.

Соня Л. «Лицо»

Алёша П. «Солнце»

В средней группе не было ни одного ребёнка с высоким уровнем творческого воображения.

В подготовительной группе показатели творческого воображения детей существенно отличаются (смотри приложение №2).

В подготовительной группе с низким уровнем развития только 3 ребёнка.

Марк Л. «Не знаю»

Полина В. «Птица»

Со средним развитием 11 детей.

Лиза С. «Шкафчики в раздевалке»

Юля П. «Цветок»

В подготовительной группе 6 детей с высоким уровнем развития. Эти дети дали детализированные, оригинальные рисунки. Предложенная фигурка для дорисовывания является у них центральным элементом рисунка.

Демьян Г. «Велосипед»

Даша Ж. «Зайчик»

Для подтверждения значимости различий в средней и подготовительной группах был применён критерий Фишера, результаты представлены в приложении (таблица №3).

Полученные результаты показывают значимое различие у детей средней и подготовительной групп по всем уровням: высокому, среднему, низкому. Творческое воображение значимо выше у детей подготовительной группы. Это связано с тем, что воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.

Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, что приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче.

Проанализировав современную психологическую педагогическую и методическую литературу, материалы, полученные в ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:

Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира.

Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют основные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

Ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

Страницы: 1 2


Читайте также:

Введение понятий математического ожидания, среднеквадратичного отклонения и ковариации
Рассмотрим задачу 4 прошлого урока. Найдем сколько раз в среднем, выпадает четное число на кубике за три опыта. Кто нибудь знает? 1,5 - это понятно интуитивно. А теперь проверим при помощи формулы. Величина называется математическим ожиданием и показывает какая с.в. в среднем выпадает. Свойства мат ...

Трудности семейного воспитания единственного ребенка
Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится цен ...

Методика воспитания координационных способностей
Для развития двигательно-координационных способностей (ловкости) Л.П.Матвеев, Е.Н.Вавилов и др. рекомендуют разнообразные методические приемы: 1.Применение необычных исходных положений. 2.Изменение скорости или темпа движений, введения разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элемен ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru