Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального

Современное образование » Методики воспитательной работы » Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального

Вся учебно-воспитательной работы школьного педагога может быть организована как опытно-экспериментальная. Разумеется, если педагог относится к своей работе творчески, занимая позицию учителя-исследователя. При этом в основу такого подхода должны быть положены некоторые идеи, реализация которых обязательна:

определение, констатация проблемы, цели, объекта, предмета исследования, постановки задач (все в двух аспектах – теоретическом и практическом, т.е. конкретном содержании и методике воспитательного процесса с классом и отдельными учащимися; при этом доведение до сознания учащихся сути вводимой по-новому деятельности);

изучение состояния проблемы в психолого-педагогической теории, в опыте коллег, в школьной практике;

организация на основе этого всей воспитательной и исследовательской работы; внедрение результатов в практику воспитания, изучение их эффективности и корректировка всего воспитательного процесса;

фиксация хода и результатов, с одной стороны, в тетради классного руководителя (ход и результаты воспитательного процесса) и оформление научно-исследовательских результатов (в научных докладах, статьях, выступлениях на педсоветах и педагогических чтениях, в научно-методических материалах для школьного методкабинета, в статьях для педагогических газетки журналов, в диссертациях на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук).

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный – путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие – формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

педагогический методика воспитание школа


Читайте также:

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому ...

Управление самостоятельной деятельностью школьников
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование по ...

Задания для обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся 2 класса на уроках эвенского языка
Для развития диалогической речи русскоязычных учащихся – большое значение имеют требование, т.е. задание. Чтобы решать вопросы привития учащимся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на якутском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическ ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru