Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального

Современное образование » Методики воспитательной работы » Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального

Вся учебно-воспитательной работы школьного педагога может быть организована как опытно-экспериментальная. Разумеется, если педагог относится к своей работе творчески, занимая позицию учителя-исследователя. При этом в основу такого подхода должны быть положены некоторые идеи, реализация которых обязательна:

определение, констатация проблемы, цели, объекта, предмета исследования, постановки задач (все в двух аспектах – теоретическом и практическом, т.е. конкретном содержании и методике воспитательного процесса с классом и отдельными учащимися; при этом доведение до сознания учащихся сути вводимой по-новому деятельности);

изучение состояния проблемы в психолого-педагогической теории, в опыте коллег, в школьной практике;

организация на основе этого всей воспитательной и исследовательской работы; внедрение результатов в практику воспитания, изучение их эффективности и корректировка всего воспитательного процесса;

фиксация хода и результатов, с одной стороны, в тетради классного руководителя (ход и результаты воспитательного процесса) и оформление научно-исследовательских результатов (в научных докладах, статьях, выступлениях на педсоветах и педагогических чтениях, в научно-методических материалах для школьного методкабинета, в статьях для педагогических газетки журналов, в диссертациях на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук).

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный – путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие – формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

педагогический методика воспитание школа


Читайте также:

Характеристика разнообразных форм уроков
Урок - логически законченный, целостный, ограниченных определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). Урок представляет собой форму организации деятельности учителя ...

Планирование урока английского языка с использованием ИКТ
Планирование урока иностранного языка с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике и наполняемых благодаря информационным технологиям новым содержанием. Планировани ...

Взаимодействие субъектов образовательного процесса по решению проблем педагогически запущенных детей
Успешность учебно - воспитательного процесса в школе в значительной мере определяется эффективностью взаимодействия основных субъектов образовательного процесса - учителей, школьников, их родителей, представителей администрации социального педагога и школьного психолога, и достигается там, где учас ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru