Принцип индивидуализации в обучении иностранному языку

Страница 1

Многие считают, что индивидуализация является ключом к мотивации.

Г.В. Рогова говорит, что в настоящее время в исследованиях отечественных психологов и дидактов отмечается, что без учета индивидуальных особенностей обучаемого невозможно подлинное развивающее обучение, а оно является одной из целей нашего предмета в школе. [11, 55]

Понятие индивидуализации применительно к обучению иноязычной коммуникации охарактеризовано у Е.И. Пассова в работе "Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению". "Свое отношение к среде человек выражает в речи. А поскольку отношение к среде всегда индивидуально, то индивидуальна, личностна и речь", - пишет Е.И. Пассов. [9, 148]

Индивидуализация обучения означает реализацию принципа индивидуального подхода в обучении, когда оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих особенностей. Принцип индивидуализации обучения исходит из необходимости ориентироваться не на "среднего" ученика, а на всех и каждого. Индивидуально-психологические особенности учащихся учитываются при выборе и применении отдельных методов и приемов обучения, при дозировке домашних заданий. Можно сочетать с этой целью фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками. Иными словами, методы обучения должны быть различными, варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. [6]

Индивидуализация в обучении основана на хорошем знании учителем учащихся: каковы у учащихся природные данные, что каждый из них может, к чему ученик проявляет особый интерес, с кем каждый из них дружит, что очень важно, например, при организации парной. Особенно хорошо осуществляется индивидуальный подход при работе учащихся с раздаточным материалом. Каждый может получить карточку с заданием, выполнение которого, хотя и потребует напряжения умственных сил, будет доступно и посильно для ученика. [9, 88].

При реализации принципа индивидуального подход в обучении английскому языку на начальном этапе можно исходить из следующих правил:

[11, 78]

Пассов Е.И. рассматривает индивидуализацию в следующей схеме:

Пассов Е.И. показывает, что в индивидуальности - три ипостаси, которые конечно взаимосвязаны и создают единство, которое и называется индивидуальность.

Индивидные свойства учащихся и индивидная индивидуализация.

Индивидные свойства представлены в индивидуальности в виде определенных природных свойств человека. Совокупность этих свойств в более общей форме выступает в виде темперамента, задатков, органических потребностей, которые составляют природную основу индивидуальности.

При овладении иноязычной речевой деятельностью роль задатков проявляется в том, что одни ученики оказываются более способными к выполнению одних действий, другие - других. Психологи считают, что любая способность человека является синтезом врожденного и приобретенного. Следовательно, такие важные для овладения иностранным языком способности, как способность к запоминанию, фонематический слух, интонационные способности, речемыслительные способности и т.п. можно не только получить в наследство, в виде задатков, но и развить. Это означает, что учитель должен уметь замерять, учитывать и развивать эти способности. Этому и призвана служить индивидная индивидуализация. [9, 311]

Субъектные свойства учащихся и субъектная индивидуализация.

Как субъект человек характеризуется не только тем, что занимается

различной деятельностью, но и мерой ее продуктивности, которая определяется, с одной стороны. Природными способностями, а с другой стороны, умением трудится, т.е. субъектными свойствами. Т.о., продуктивность деятельности зависит не только от способностей, но и от определенной системы приемов, которая характеризует индивидуальный стиль деятельности человека, т.е. "индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов деятельности, обеспечивающих наилучшее ее выполнение данным человеком" (В.С. Мерлин, Е.А. Климов). Важность овладения оптимальными приемами и способами деятельности объясняется, по мнению Е.И. Пассова, двумя факторами. Во-первых, отсутствие некоторых способностей может быть компенсировано рациональными приемами выполнения деятельности. Во-вторых, в школе закладывается только основа практического владения иностранным языком, на базе которой возможно продолжение изучения иностранного языка, что невозможно без достаточно хорошо развитых навыков самостоятельной работы.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Социальная адаптация детей среднего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте очень важна полоролевая социализация дошкольников. Развитие у девочек таких качеств, как женственность, мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность стремление к красоте; а у мальчиков – мужественность, практичность, бережливость и умение ценить каждую вещь. Для этог ...

Развитие и формирование наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста
Отличительная особенность наглядно - действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с со ...

Сущностная характеристика языковой компетенции
обучение иностранный язык педагогический Технология проектного обучения иностранному языку Термин “языковая компетенция” был введен Н.Хомским примерно в середине XX в. и семантически противопоставлен термину “использование языка”. Различие значений этих терминов раскрывалось как разница между знани ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru