Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Страница 3

В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Многие отечественные педагоги трактовали патриотизм как любовь к Отечеству. Н.А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности. В развитии патриотизма можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.

1-й этап. Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: "люблю я родину, за что не знаю сам". Инстинктивный характер патриотизма отражен в идее народности К. Д. Ушинского: " как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями" , опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.

2-й этап. Потребность в любви к ближним. Данный этап можно характеризовать как привязанность к социальной среде – окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т.д. Необходимо также отметить, что Родина – это не только страна с её языком, историей, обычаями, это ещё и люди, населяющие её. Поэтому отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, "особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому", - писал Я.А. Коменский [65, с.50].

3-й этап. Привязанность к физической среде с её реками, тёплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм с первых лет жизни, вызывающем приятные воспоминания о детстве у взрослого человека.

4-й этап. Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку. Эту мысль высказывали многие белорусские писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич, писала, что родной язык "…как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать" [65, с.50].

5-й этап. Объективная оценка родного. Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.

6-й этап. Изучение историко-культурного развития других народов в переход от идеи своего народа к идее народа и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу [65, с.50].

7-й этап. Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо отечества.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте [34, с.67].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Уровни изучения и уровни усвоения учебного материала
Уровень изучения учебного материала зависит от значимости его в дальнейшей практической деятельности по профессии. В ГОС по профессии включены три уровня: ознакомительный (узнавание); репродуктивный (воспроизведение по памяти); умений (применение, действие по образцу). Отечественный исследователь в ...

Исследование проблемы слабовидения у школьников и его воздействия на организм
Ребенок с нарушением зрения-термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis-0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). Слабовидящие дети по состоянию зоитнльных функций разнообразны. Это обусловле ...

Характеристика форм построения занятий
Процесс физического воспитания любого контингента населения (людьми разного возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности) осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно самостоятельным звеном этого процесса, каж ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru