Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Страница 4

В настоящее время понятие "патриотизм" имеет множество определений и, соответственно, разное содержание. В совокупности существующие определения включают в структуру патриотизма личностные и деятельностные аспекты. Патриотизм рассматривается как ценностная установка (К. Биекенова, А. Садвокасова), сознание (Т. Калдыбаева, Ф.Ф. Лоюк), мировоззрение (И.Ф. Харламов), чувство (И.С. Кон, Т. Калдыбаева, Э. Столярова), мотив (Т. Калдыбаева), отношение (И.С. Кон, Т. Калдыбаева), качество личности (У. Альжанова, И.Ф. Харламов), принцип (норма) деятельности (И.С. Кон., Т. Калдыбаева, И.Ф. Харламов).

Имеющиеся исследования позволяют считать патриотизм качеством личности, его мировоззрения, поведения и деятельности. Патриотизм – это качество, выражающееся в чувствах, мотивах, и результатах деятельности, требованиях к деятельности, отношении к природе, людям, культуре и к себе. Патриотизм включает заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради нее к самопожертвованию; верность родине; гордость социальными и культурными достижениям своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства, своей стране в целом.

Исследователь Ривина Е. считает, что нужно научить подрастающее поколение искренне уважать национальный герб, флаг, гимн. С самого раннего детства необходимо формировать, считает автор, у детей правильные представления о важнейших, нравственных ценностях.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

· содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

· эмоционально-побудительный – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

· деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.

В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.

К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.

Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Техника «росписи по ткани»
Исследуя искусствоведческую литературу нами было установлено, что существуют разные способы выполнения «росписи по ткани». Батик – это особая техника росписи, при которой на ткань сначала наносят рисунок тонким слоем воска, затем покрывают ее краской. В результате окрашиваются непокрытые воском уча ...

Реализация программы «Путешествие в Страну понимания» направленной на решение проблем педагогической запущенности детей младшего школьного возраста
Наше практическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ №13 2010-2011г.Хилок Забайкальский край. Критериями выборки послужили сведения журнала успеваемости и посещаемости 2 класса, количество которого составляет 27детей. Был составлен паспорт класса, где был составлен мониторинг категории семей, ...

Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
Несмотря на повышение рождаемости и увеличения количества детей на детских площадках многие семьи ограничиваются одним ребенком. Некоторые родители делая выбор в пользу одного ребенка выходят из соображения о недостаточном материальном состоянии, другие, более обеспеченные – жалуются на недостаток ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru