Формирование ЗОЖ через интеграцию учебных дисциплин

Страница 1

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Основная идея ЗОЖ – формирование отношения детей к природе здоровья не на принципах приспособления и адаптации, а на формировании активного сознательного поведения в условиях неблагоприятных природных и социальных факторов. В школе нужно создавать благоприятную среду, способствующую укреплению здоровья, прививать любовь к природе, так как человек – часть природы и его жизнь зависит от неё.

Среди школьных предметов особое место в формировании ЗОЖ занимает биология. Изучение биологии позволяет не только знакомить школьников с компонентами здорового образа жизни, но и объяснить эти компоненты с биологической, психологической и социальной точек зрения, способствует формированию ценностного отношения к здоровью, развивает стремление сохранить здоровье, вооружает научными знаниями и практическими умениями здорового образа жизни. При изучении компонентов здорового образа жизни в школе следует придавать особое значение самопознанию, самоконтролю, самоанализу, самооценке и другим приемам активного воздействия, позволяющим культивировать потребность в здоровье, ценностное к нему отношение и параллельно на базе приобретенных знаний создавать положительную мотивацию на ведение здорового образа жизни.Эффективность формирования здорового образа жизни, согласно ряду авторов, находится в прямой зависимости от психологии человека, уровня его сознания и оказываемых на него педагогических воздействий [3]. При этом считается, что педагогическое воздействие не должно быть прямой апелляцией к сознанию учащихся, а должно влиять через убеждения, стимуляцию внутренней работы по переосмыслению учащихся, себя и окружающего мира. Важную роль играет в этом процессе формирование у учащихся осознанной потребности в здоровье, которая, проявляясь в мотивах, определяет целенаправленное поведение по поддержанию здоровья [12].Осознанная потребность в здоровье является внутренним стимулом, приводящим к сознательному овладению знаниями и их трансформации из «внешне заданных во внутренне принятые и реально действенные».Под знаниями о здоровом образе жизни мы понимаем знания о сохранении, укреплении и приумножении индивидуального здоровья человека и считаем их результатом интеграции достижений из разных наук, позволяющих расширить представления о путях формирования здоровья человека.В содержании учебного предмета должны быть не только знания, но и выработка адекватных им умений, соподчиненных общей логике развития. Согласно авторам, исследующим данную проблему, «свободное владение умениями по укреплению здоровья является показателем высокого и стабильного уровня общей грамотности и одновременно надежным критерием готовности школьников к оздоровительной деятельности, определяющей её эффективное исполнение». Овладение умениями здорового образа жизни является конечным звеном педагогической стратегии, осуществляемой в направлении знания – убеждения – деятельность [10]Психолого–педагогические направления умений отождествляются с эффективным выполнением многообразных и упорядоченных действий. Именно в действиях, элементах деятельности происходит усвоение, развитие знаний и выработка адекватных им умений.Таким образом, умения здорового образа жизни – это такие умения, овладение которыми позволит учащимся оценивать поведение в аспекте сохранения и оптимизации здоровья, а также осуществлять в отношении своего организма несложные оздоровительные действия. Они являются жизненно важными умениями и необходимы каждому человеку для сохранения резервов здоровья, адаптации организма к современной социокультурной среде без ущерба для него. [9, 11]Умения вести здоровый образ жизни должны подчиняться ряду требований:- нацеливать учащихся на осуществление самоанализа и оценку физического и психического состояния и образа жизни человека,- гибкие и мобильные умения и навыки ведения здорового образа жизни должны служить деятельной основой реального поведения человека и компонентом общей культуры.- наличие данных умений определяет нормы поведения человека по отношению к себе, близким, окружающим, а также ориентирует на осознание здоровья в качестве первостепенной ценности.Умения, необходимые учащимся объединяем в практические и теоретические.К теоретическим относятся умения, связанные с аналитико – синтетической деятельностью учащихся, усвоение знаний невозможно без их переосмысления и преобразования при помощи мыслительных операций.В свою очередь, теоретические умения включают три группы:- познавательные, направленные на отбор, интерпретацию и переработку информации в соответствии с заданными целями, умения устанавливать нормы и правила здорового образа жизни;- аналитико – оценочные, нацеливающие на осмысление поступков, явлений, образа жизни человека; это умения осуществлять анализ, оценку, самооценку, обосновывать ценности здоровья;- прогностические умения, связанные с моделированием, прогнозом последствий ситуаций того или иного действия человека в отношении здоровья.Практические умения помогают определить подлинный уровень резервных возможностей, а также навыки, помогающие контролировать своё физическое состояние. Их можно подразделить на физиометрические, оздоровительные и умения по обеспечению безопасности.К физиометрическим умениям относится наблюдение, измерение, сравнение и оценка фактических и должных антропо и физиометрических параметров человека, соматических признаков, дающих информацию о возможности и необходимости их последующей коррекции. Они является средством познания индивидуальных особенностей развития человека с помощью методов соматометрии, физиометрии и психометрии.Оздоровительные умения – это конкретные способы действий по овладению учащимися приемов саморегуляции здоровья, гарантирующие его поддержание и укрепление. К ним относятся приемы массажа, аутотренинга, зрительной гимнастики и т.д.Умения по обеспечению безопасности направлены на обучение школьников своевременному выявлению потенциальных опасностей и, по возможности, их устранению, а также владение приемами транспортировки пострадавшего, спасения утопающего, оказания экстренной медицинской помощи [11].Таким образом, формирование здорового образа жизни предполагает овладение учащимися определенными знаниями по вопросу сохранения и укрепления здоровья, а также выработку на их основе адекватных умений. Анализ литературных источников показал, что знания о здоровом образе жизни являются междисциплинарными [5,4], поэтому считаем целесообразным использовать интеграцию содержания предметов: «биология», «физическая культура» и «основы безопасности жизнедеятельности», для воспитания у школьников потребности в ведении здорового и безопасного образа жизни.В основе интеграции лежат межпредметные взаимодействия. Интеграция способствует «развитию личности, её мировоззрения, ценностных ориентаций, способности к самоуправлению, саморазвитию, самообразованию». Интеграция не только дает возможность объединять знания и умения учащихся по разным предметам, но и усиливает практическую ориентацию обучения, повышает интерес к знаниям, стимулирует творческую активность учащихся. Интеграция - это «синтез всех знаний, убеждений, навыков и умений относительно конкретной цели» [15].В школьной биологии материал о здоровом образе жизни представлен в виде детального рассмотрения функционирования систем органов, их строения в зависимости от воздействия факторов, укрепляющих или разрушающих организм человека. Понятие «здоровый образ жизни» отражено в содержании этого учебного предмета в виде гигиенических правил и профилактических процедур.Предмет ОБЖ освещает вопросы охраны здоровья через жизнедеятельность людей, их быт, досуг, привычки. Особое внимание уделено индивидуальному подходу к рассмотрению компонентов здорового образа жизни, формированию ответственного отношения учащихся к вопросам личной безопасности.На физической культуре вырабатываются умения самоконтроля за состоянием организма, развитие резервных возможностей с помощью физических упражнений, отработка приемов оказания экстренной помощи. При этом теоретическому изложению знаний, отводится незначительное количество времени в начале или конце урока.Таким образом, при интеграции данных учебных дисциплин происходит взаимодополняемость содержания, а также формируется целостное представление о здоровом образе жизни. На мой взгляд, было бы целесообразно построить систему, отражающую формирование здорового образа жизни на основе интеграции содержания учебных предметов для воспитания у школьников ответственного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Анализ опыта работы социального педагога с педагогически запущенными детьми
Социальный педагог - это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность – о ...

Отражение в пейзаже пространственных отношений предметов
У большинства умственно отсталых детей отмечаются резкие нарушения пространственной ориентировки и пространственных представлений. Характерные для умственно отсталого ребенка недостатки находят свое выражение и в изобразительной деятельности. В процессе занятий рисованием перед учеником встают неск ...

Педагогические идеи В.А. Сухомлинского
“Глубоко уважая науку и ученых, я всегда считал себя только практиком, народным учителем”, - писал В. А. Сухомлинский. Эту мысль он сформулировал за несколько лет до смерти, когда уже пользовался репутацией одного из ведущих деятелей советской педагогики. "Многолетний опыт дает мне право утвер ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru