Понятие «самостоятельная работа» имеет не одно смысловое значение. Для одних – это форма и метод организации учения, в которой представлена деятельность учителя и деятельность учащихся, для других – специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих – только деятельность учащихся, которая протекает в процессе обучения без непосредственного участия учителя.
Самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели;
- формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
- вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач;
- является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами производственной деятельности;
- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Самостоятельная работа может быть представлена выполнением групповых, индивидуальных заданий на занятиях, а также в домашних условиях. Следовательно, главными его признаками при таком подходе являются:
- выделение для него специального времени;
- наличие задания учителя (группового, индивидуального);
- отсутствие непосредственного участия учителя в работе;
-умственные и физические усилия учащихся, направленные на достижение цели;
-результаты работы [10].
Познавательная деятельность осуществляется при выполнении заданий. Самостоятельной можно считать только ту работу, которая требует от учащихся активности и самостоятельности. Эта работа выполняется при отсутствии точного инструктажа, разъяснения со стороны учителя, без контроля в открытой форме за ее выполнением. Учащийся при этом сам для установления, каких- то новых факторов, явлений, сам отыскивает способы решения, применяет знания для установления, каких - то новых фактов, явлений, сам отыскивает способы решения, приходит к новым для него результатам.
Читайте также:
Методы индивидуального подхода
Процесс формирования привычных форм поведения, черт личности отличается некоторым своеобразным в зависимости от типа нервной системы учащегося. Для мастера-воспитателя далеко не безразлично, имеет ли он дело с учеником, относящимся к возбудимому. Спокойному или слабому типу нервной системы: безудер ...
Задачи и средства адаптивного физического воспитания
К общим задачам адаптивного физического воспитания в специальных коррекционных) школах III—IV видов относятся - воспитание гармонически развитого ребенка; - укрепление здоровья - воспитание волевых качеств - обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам - развитие физических качеств: быстр ...
Техника «росписи по ткани»
Исследуя искусствоведческую литературу нами было установлено, что существуют разные способы выполнения «росписи по ткани». Батик – это особая техника росписи, при которой на ткань сначала наносят рисунок тонким слоем воска, затем покрывают ее краской. В результате окрашиваются непокрытые воском уча ...