Социальная природа досуга. Основы направления и методики организации досуговой деятельности

Современное образование » Досуг как фактор реабилитации детей девиантного поведения » Социальная природа досуга. Основы направления и методики организации досуговой деятельности

девиантный досуг социальный педагог

Досуг-это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правила, выделяют пассивный и активный отдых. Основная пассивного отдыха – релаксация (уменьшения напряжения, расслабления). Для релаксации специально выделяют места отдыха (комнаты отдыха, зона отдыха и т.п.).Активный отдых в отличии от пассивного предполагает не исключения нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанная на смене видов деятельности.

В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно – оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно – репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.);.

Наиболее распространенные формы организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется педагогами дополнительного образования, как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а так же самодеятельности и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей. Следует прислушаться к рекомендациям одного из первых организаторов досуговых клубных объединений С.Т. Шацкого: чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которых детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.

В настоящее время происходит процесс восстановление клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательное учреждения дополнительного воспитания детей, другие – как чисто досуговые учреждения либо как общественная организация.

Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий (наличие материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:

– социально – педагогическая защита подростков (предотвращения межличностных конфликтов, формирований позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита её прав;

– формирование и развитие личностных качеств подростков, необходимы для позитивной жизни деятельности.

– увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способностей контролирует свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

– создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

– адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

– компенсация дефицита общения в школе, семье, в среди сверстников;

– дополнительное образование, получаемое в соответствие с жизненными планами и интересами воспитанников.

Еще одной использованной организационной формой, используемой дополнительной образовательной деятельности, является кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа. Кружок – объедения любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличии от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделения какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.).Студия, объедения одаренную молодежь, несет в себе элемент профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.

По мнению Ю.В. Васильковой, отличительными особенностями методики организации досуговой деятельности детей и подростков выступают:

– активное использование различных видов соревнования;

– обязательная оценка результатов деятельности в целях поощрения и стимулирования активности.

– использования механизмов лидерства, с помощью которых можно добиться единства группы, способствовать установлению коллективистских отношений;

– стимулирования внутригрупповой сплоченности;

– сочетания групповой и индивидуальной работы.

Приоритетом в дополнительной образовательной деятельности является судьба конкретного ребенка [1; с. 140]


Читайте также:

Нетрадиционные формы работы с родителями
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, ...

Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального
Вся учебно-воспитательной работы школьного педагога может быть организована как опытно-экспериментальная. Разумеется, если педагог относится к своей работе творчески, занимая позицию учителя-исследователя. При этом в основу такого подхода должны быть положены некоторые идеи, реализация которых обяз ...

Сущность профессионально-трудовой ориентации старших учащихся 9-х классов
На сегодняшний день современный рынок труда предъявляет высокие требования к старшим подросткам как будущей рабочей силе, требуя от них не только высокой профессиональной подготовки, но и мобильности, коммуникабельности и высокой стрессоустойчивости в быстро меняющихся экономических условиях. Именн ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru