Структура педагогического общения

Страница 3

Древний философ говорил: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку". В то же время опыт переправы через одну реку поможет организовать ее и через другие реки. Без анализа своей деятельности невозможно движение вперед.

Не следует путать структуру педагогического общения со структурой урока.

Как известно, структура урока включает организационный момент, опрос учащихся, объяснение нового материала, закрепление и другие элементы. Учитель вправе самостоятельно моделировать структуру урока, отводить каждому из элементов требуемое, на его взгляд, время, менять последовательность этих элементов или исключать отдельные из них в конкретных уроках.

Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками и воспитанниками. Здесь можно говорить о временных интервалах каждого из этих этапов (например, о сведении к минимуму коммуникативной атаки), но вряд ли можно поменять их местами или исключить какой-либо. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом, а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися.

Аналогичная структура общения возможна при взаимодействии учителя не только на уроках со своими учениками. Очевидно, что описанные выше этапы имеют место при общении учителя со своими коллегами, а также с родителями учащихся и с представителями школьной администрации. Во многих контактах педагога с любым из субъектов общения можно выделить и прогностический этап, и коммуникативную атаку, и управление протекающим общением, и анализ завершенного общения.

Страницы: 1 2 3 


Читайте также:

Понятие, сущность, виды учебно-исследовательской деятельности старшеклассников
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания [22, С.312]. Под самостоятельностью школьника в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что научный руководитель ...

Анализ результатов исследования
На первом этапе экспериментального исследования для определения особенностей мышления у детей 5–6 лет с нормой в психическом развитии были использованы тестовые параметры: 1. 4-ый лишний – выбор 2. 4-ый лишний – аргумент 3. зрительные аналогии – выбор 4. зрительные аналогии – аргумент 5. процесс кл ...

Методика сенсорного воспитания дошкольника
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru