Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лекцию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рассказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать ученики, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприятию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями и умениями достигнут они на данном уроке и как это можно проверить. Словом, урок-лекция позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них.
Широкому и эффективному применению лекции мешает устаревшее отношение к ней как к обрекающей учащихся на роль пассивных слушателей.
В действительности же на лекции деятельность учащихся имеет три формы. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь; это участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); это самостоятельная работа во время Выбирая те или иные приемы работы, надо исходить из того, какой материал излагается, какую цель ставит учитель. Есть лекции, обращенные прежде всего к разуму, логическому мышлению учеников. Это лекции на теоретико-литературные темы. При слушании их уместны различного рода записи: составление плана, тезисов, конспекта. При восприятии обзорной темы записи также возможны. Но иногда в лекцию включаются выразительное чтение, звучание музыкальных произведений и другие виды демонстрации произведений искусства. Важно использовать этот момент для эстетического сопереживания; желательно в это время не
записывать.
Есть лекции, обращенные к эмоциям, например рассказ о последних годах жизни Пушкина с чтением отрывков из воспоминаний современников, писем, или лекция о жизненном подвиге Чернышевского, или заочная экскурсия по местам, связанным с жизнью Маяковского. Цель такой лекции—убедить, пробудить чувство. Конспектирование здесь нецелесообразно: перевод слова учителя в логический план может лишить его воспитательной силы. Приступая к такой лекции, можно предложить учащимся в конце урока ответить устно на проблемный вопрос, осмыслить впечатление от услышанного.
Главная форма деятельности учащихся на уроке-лекции—это восприятие слова учителя. Чтобы восприятие было полноценным, необходимо много условий, но главное—увлеченность самого лектора, глубокое знание предмета.и слушателей, владение искусством устного слова. У нас нет возможности изложить хотя бы основы риторики—развивавшейся в течение тысячелетий науки об ораторском искусстве. Остановимся лишь на некоторых приемах, помогающих активизировать восприятие лекции детьми.
Начнем с выбора формы лекции. В зависимости от материала лекция в одном случае представляет собой взволнованную речь-монолог учителя, в другом — приближается к комментированному чтению, в третьем—включает в себя беседу, консультирование, самостоятельную работу с учебником или справочной литературой, заочную экскурсию или элементы диспута.
Читайте также:
Компетенция ОПК-3
Компетенция ОПК-3 – это общепрофессиональная компетенция: «готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов». Под компетенцией ОПК-3 понимается владение выпускником вуза технологиями и методами решения диагностических задач с учетом специфики области пред ...
Сущность понятия «развивающая среда»
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно ...
Изучение личности ученика в
образовательном процессе
Считается, что школа дает знания, готовит к жизни, формирует мировоззрение, т.е. выполняет много важных социальных функций. Все это верно, но главная ее цель все-таки становление человека в наиболее интенсивный период его возрастного развития (6-17 лет). Если основная ее функция — развивающая ...