Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции

Современное образование » Лекция как активная форма обучения » Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции

Страница 1

Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лек­цию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рас­сказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать ученики, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприя­тию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями и умениями достигнут они на данном уроке и как это можно про­верить. Словом, урок-лекция позволяет активизировать познава­тельную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них.

Широкому и эффективному применению лекции мешает уста­ревшее отношение к ней как к обрекающей учащихся на роль пассивных слушателей.

В действительности же на лекции деятельность учащихся име­ет три формы. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь; это участие в со­общении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); это самостоятельная работа во время Выбирая те или иные приемы работы, надо исходить из того, какой материал излагается, какую цель ставит учитель. Есть лек­ции, обращенные прежде всего к разуму, логическому мышлению учеников. Это лекции на теоретико-литературные темы. При слу­шании их уместны различного рода записи: составление плана, те­зисов, конспекта. При восприятии обзорной темы записи также возможны. Но иногда в лекцию включаются выразительное чте­ние, звучание музыкальных произведений и другие виды демонст­рации произведений искусства. Важно использовать этот момент для эстетического сопереживания; желательно в это время не

за­писывать.

Есть лекции, обращенные к эмоциям, например рассказ о по­следних годах жизни Пушкина с чтением отрывков из воспомина­ний современников, писем, или лекция о жизненном подвиге Чер­нышевского, или заочная экскурсия по местам, связанным с жизнью Маяковского. Цель такой лекции—убедить, пробудить чувство. Конспектирование здесь нецелесообразно: перевод слова учителя в логический план может лишить его воспитательной силы. При­ступая к такой лекции, можно предложить учащимся в конце уро­ка ответить устно на проблемный вопрос, осмыслить впечатление от услышанного.

Главная форма деятельности учащихся на уроке-лекции—это восприятие слова учителя. Чтобы восприятие было полноценным, необходимо много условий, но главное—увлеченность самого лек­тора, глубокое знание предмета.и слушателей, владение искусст­вом устного слова. У нас нет возможности изложить хотя бы осно­вы риторики—развивавшейся в течение тысячелетий науки об ораторском искусстве. Остановимся лишь на некоторых приемах, помогающих активизировать восприятие лекции детьми.

Начнем с выбора формы лекции. В зависимости от материала лекция в одном случае представляет собой взволнованную речь-монолог учителя, в другом — приближается к комментированному чтению, в третьем—включает в себя беседу, консультирование, самостоятельную работу с учебником или справочной литературой, заочную экскурсию или элементы диспута.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Описание различных видов упражнений, заданий
Для учащихся младших классов характерны: активность протекания всех процессов; слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения и самореализации за счет расширения круга общения, развитие мотивации и самосознания, потребность в оценке взрослого человека; потребность в игр ...

Система упражнений, обеспечивающая усвоение таблицы умножения и деления
Табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деления, учащиеся должны усвоить на уровне навыков. Основное средство выработки таких навыков – выполнение учащимися тренировочных упражнений. Если упражнения будут однотипными, повторяющимися, они могут вызвать потерю интереса у учащихся, поэт ...

Практическая реализация аспектов личностно – ориентированного обучения информатики
В настоящее время обучение инфор­матике в общеобразовательных школах осущест­вляется в три этапа. Первый этап — пропедевтический, обязательным не является. На этом этапе происходит первое знакомство учащихся с компьютером, формируются элементы информационной культуры в процессе использования учебны ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru