Выявление стилей педагогического общения у учителей – предметников

Современное образование » Стиль педагогического общения и его влияние на взаимоотношение с учащимися » Выявление стилей педагогического общения у учителей – предметников

Страница 1

Констатирующее исследование стилей педагогического общения тесно связано с формирующими процессами, проводимыми на диагностической основе.

В исследовательской работе использовались следующие методы:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблематике.

Наблюдение за ходом урока.

Тест В.Ф. Ряховского для определения коммуникативных особенностей (см Приложение1).

Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности.

Беседа с учителями - предметниками.

Практическая работа проводилась на базе МОУ СОШ №1. Исследованию подверглись 10 учителей – предметников, преподающих в 11 классе: учитель алгебры/геометрии, учитель физики, учитель биологии, учитель химии, учитель русского языка и литературы, учитель истории и обществознания, учитель информатики, учитель физкультуры, учитель английского языка и учитель французского языка.

Гипотеза нашего исследования заключалась в следующем: "Большая часть учителей – предметников, преподающих в 11 классе, предпочитают рассуждающее – методичный стиль (РМС) взаимодействия с учащимися, что приводит к напряженным взаимоотношениям между ними и учащимися класса".

В процессе работы были проанализированы различные источники по проблематике стилей педагогического общения, выбраны методики для изучения аспектов личности учителя.

Нами было посещено по 10 уроков у каждого преподавателя. После каждого урока проводился анализ взаимодействия учителя с учениками с целью определения его стиля педагогического общения в соответствии с классификацией А.К. Марковой и А.Я. Никандровой.

В результате было выявлено, что 30% учителей предпочитают рассуждающее – методичный стиль взаимодействия с учащимися, ориентируются преимущественно на результаты обучения, проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. В процессе опроса спрашивают небольшое количество учащихся, уделяют внимание слабым ученикам.

Другие 30% преподавателей выбирают рассуждающее – импровизационный стиль, они также ориентируются на процесс и результаты обучения как и учителя с РМС, предпочитают воздействовать на учащихся путем подсказок, уточнений.

20% учителей взаимодействуют с учащимися с помощью эмоционально – импровизационного стиля. Эти учителя интересно проводят свои уроки: подбирают интересный материал, логично выстраивают его, отлично преподносят, но опрос проводят в быстром темпе, спрашивают только сильных учащихся, стимулируют высказывания учащихся.

Наконец, оставшиеся 20% учителей отдают предпочтение эмоционально – методичному стилю. Для них характерно ориентация на процесс и результаты обучения, они следят за уровнем знаний всех учащихся, часто меняют виды работы на уроке, стремятся заинтересовать детей своим предметом.

Также учителям было предложено ответить на вопросы теста Ряховского, направленного на определение уровня общительности (см. Приложение 1). Тест состоит из 16 вопросов, оценка ответов происходит по 2 балльной шкале ("да" - 2 балла, "иногда" - 1 балл, "нет" - 0 баллов). Классификатор ответов состоит из 7 уровней, по которым определяется степень развития коммуникативных навыков опрашиваемого. В результате исследования были получены следующие данные: уровень развития ниже среднего – 20% учителей, нормальный уровень развития коммуникативных способностей – 60% учителей, высокий уровень развития коммуникативных способностей – 20% учителей.

Весьма интересные результаты были получены после обработки вопросника для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (см Приложение 2). Он состоит 33 вопросов, на которые необходимо ответить, выбрав наиболее подходящий ответ. Наибольшее количество ответов "да" в одной из колонок и свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.

40% учителей – предметников оценили свой стиль педагогического общения как Рассуждающее – импровизационный стиль, также 40% - как Эмоционально – методичный стиль, и только 20% как Эмоционально – импровизационный стиль.

После этого была проведена беседа индивидуально с каждым педагогом, целью которой было совместно с ним подвести итог и определить реальный (насколько это возможно было сделать объективно) стиль педагогического общения с учащимися в соответствии с классификацией А.К. Марковой и А.Я. Никоновой. Причем каждый учитель согласился с результатами наших наблюдений и принял к сведению рекомендации по оптимизации своего стиля педагогического общения с учащимися.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе
Исходя из вышеперечисленных особенностей психических процессов учащихся младшего школьного возраста, можно сформулировать педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе. 1. Практическая направленность процесса обучения: формулирование конкрет ...

Степень удовлетворенности родителей результатами работы педагогов Дворца Творчества Юных
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и госуд ...

Задания для обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся 2 класса на уроках эвенского языка
Для развития диалогической речи русскоязычных учащихся – большое значение имеют требование, т.е. задание. Чтобы решать вопросы привития учащимся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на якутском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическ ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru