Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры

Современное образование » Формирование интеллектуальной культуры личности » Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры

Страница 1

Культура – понятие, относящееся к любому социальному явлению. Конечно, будучи специфической характеристикой любого социального действия, отношения, вещи и т.д. культура в каждом случае равная по содержанию. Здесь речь идет об универсальной приложимости понятия культуры к явлениям общественной жизни. Приложимо оно и к характеристике сознания, мышления в целом или каких-то их частей и сторон. Как всякое социальное явление интеллект также может быть охарактеризован с помощью понятия «культура». Люди наделены интеллектом, существует интеллектуальная жизнь людей, и мы вправе говорить о культуре их интеллекта, – об их интеллектуальной культуре. Интеллектуальная культура предусматривает формирование интеллектуальных умений и навыков, основанных на овладении учащимися основных операций мышления, – это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку, что определяет уровень успеваемости школьников.

Интеллектуальный уровень личности характеризуется в целом двумя основными параметрами: объемом приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций. Первый из этих параметров характеризует эрудицию человека, второй – его интеллектуальное развитие.

Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование интеллектуальной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) – совокупность индивидуальных способностей к накоплению знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума – быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность. Представляется, что единственно верным способом раскрыть содержание понятия интеллектуальная культура является способ научного исследования, каждый этап которого заканчивался бы особым определением, и совокупность которых в итоге давала бы определение исследуемого понятия с учетом каких-то существенных связей и отношений. Любое явление можно рассматривать с разных сторон, «одному и тому же объекту может соответствовать несколько различных предметов. Это объясняется тем, что характер предмета знания зависит не только от того, какой объект он отражает, но и от того, зачем этот предмет сформирован, для решения какой задачи».

Общего содержательного определения интеллектуальной культуры нет. Чаще всего под интеллектуальной культурой понимается «некое симбиотическое явление, соединяющее в себе различные стороны и особенности мышления», а иногда она просто сводится к духовной или профессиональной культуре человека. Эти отождествления неверны. Понятие духовной культуры гораздо шире и охватывает сферу сознания, воспитания, просвещения, этики и эстетики. Это динамическая, постоянно совершенствующаяся, целенаправленно развивающаяся система, формами которой являются – идеология, наука, мораль, литература и искусство. Несводима она и к мышлению, хотя оно и является одной из ее составляющих.

Для понимания сущности интеллектуальной культуры необходимо проследить процесс ее становления во взаимосвязи с развитием интеллекта. Каждая историческая эпоха, каждая форма общества обладает своим, только ей свойственным уровнем развития интеллекта. Это уже видно по тому, какие изменения претерпевает процесс мышления в процессе исторического развития. Ф. Энгельс [8, с. 363.] писал, что теоретическое мышление каждой эпохи - это исторический продукт, принимающий в различные времена различные формы и вместе с тем различное содержание. Если признать наличие качественных изменений в развитии общества и культуры и одновременно принять тезис о социальной детерминированности мышления, то нужно признать и исторические, качественные изменения интеллектуальной культуры. Различия в развитии интеллектуальной культуры в разные исторические эпохи обусловлены изменениями и различиями в деятельности (теоретической и практической) людей, и естественно, в тех задачах, которые людям приходилось решать в различные эпохи. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к формированию высших психических функций позволяет рассматривать интеллектуальную культуру с позиций социокультурного опыта. И в этом аспекте феномен интеллектуальной культуры предстает как следствие усвоения этого опыта, как контролируемая рационально организованная познавательная деятельность.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника
Воспитание патриотизма ребенка – важная психолого-педагогическая проблема. Её решение затрагивает деятельность всех образовательных институтов и является одним из возможных способов приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям. Дошкольное детство уникально по своей природе и представляет ...

Развитие и формирование наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста
Отличительная особенность наглядно - действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с со ...

Трудности семейного воспитания единственного ребенка
Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится цен ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru