Процесс моделирования в социально-педагогических исследованиях

Современное образование » Модели и моделирование в социально-педагогических исследованиях » Процесс моделирования в социально-педагогических исследованиях

Моделирование – это универсальный метод получения, описания и использования знаний. Оно используется в любой профессиональной деятельности [1, с. 27].

Моделирование может использоваться для определения, уточнения характеристик, элементов проектируемой (преобразуемой) системы, рационализации способов построения и изучения процессов функционирования как отдельных элементов, так и системы в целом.

Проблема моделирования состоит из трех задач:

1) построения модели (эта задача менее формализуема и конструктивна, в том смысле, что нет алгоритма для построения моделей);

2) исследования модели (эта задача более формализуема, имеются методы исследования различных классов моделей);

3) использования модели (конструктивная и конкретизируемая задача) [3, с. 55].

Процесс моделирования в социально-педагогичеком исследовании включает три элемента (см. рис.1.2.2 )

Рис. 1.2.2. Элементы моделирования в социально-педагогическом исследовании

По отношению модели исследователь является экспериментатором. В данном случае эксперимент проводится не с реальным объектом, а с его моделью. Необходимо учитывать, что любой эксперимент может иметь существенное значение в конкретной области науки только при специальной его обработке и обобщении.

Единичный эксперимент никогда не может быть решающим для подтверждения гипотезы, проверки теории. Следует помнить о том, что критерием истины являются опыт, практика, экспериментальное исследование.

Различают материальное и идеальное моделирование.

Материальное моделирование, в свою очередь, делится на физическое и аналоговое моделирование.

Физическим принято называть моделирование, при котором реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия, допускающая исследование (как правило, в лабораторных условиях) с помощью последующего перенесения свойств изучаемых процессов и явлений с модели на объект на основе теории подобия.

Аналоговое моделирование основано на аналогии процессов и явлений, имеющих различную физическую природу, но одинаково описываемых формально. Основным типом идеального моделирования является знаковое моделирование. Знаковым называется моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, наборы символов [1, с. 30].

Моделирование – процесс построения, изучения и применения моделей. Т. е. можно сказать, что моделировaние – это изучение объектa путем построения и исследования его модели, осуществляемое с определенной целью и состоит в зaмене экспериментa с оригинaлом экспериментом нa модели. Объект моделирования – широкое понятие, включающее объекты живой или неживой природы, процессы и явления действительности. Основной задачей процесса моделирования в социально-педагогических исследованиях является выбор наиболее адекватной к оригиналу модели и перенос результатов исследования на оригинал.

Моделирование в социально-педагогических исследованиях тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.


Читайте также:

Основные теоретические направления в исследованиях операций мыслительной деятельности
Современными психологами справедливо отмечается тот факт, что в умственной деятельности человека чувственные представления играют второстепенную роль. Если мы зададимся вопросом о том, как протекает наша мыслительная деятельность, если мы вглядимся в её внутреннюю структуру, то мы без труда убедимс ...

Построение оптимальной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
Уроки технологии имеют свою оправданную специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов. Во-первых, на занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках технологии отводится имен ...

Группы учебного материала
Формирования содержания образования на уровне учебного плана требует систематизированного вида. Ученые-педагоги смогли доказать, что все содержание может быть разбито на несколько групп (категорий). 1 группа – техники: теоретические основы устройства и работы оборудования, описание устройств, графи ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru