Модели и моделирование в социально-педагогических исследованиях

Современное образование » Модели и моделирование в социально-педагогических исследованиях

Актуальность проблемы исследования. Характерной особенностью современной науки является широкое распространение модельного подхода, выразившееся в активном использовании моделей во всех областях и на всех этапах научных исследований.

Сегодня разнообразные модели применяются как в естественно-научном и социально-гуманитарном познании, так и в практической деятельности людей, что делает особенно актуальным анализ их познавательной природы. В этой связи важное место занимает обсуждение возможностей и границ применения метода моделирования в социально-педагогических исследованиях.

Сложность научной разработки проблематики моделирования в социально-педагогическом исследовании связана с дискуссионностью многих важных моментов метода моделирования, а также с недостаточной определенностью его употребления в специальном смысле (как метода, связанного с обобщением и развитием видов аналогии) и в общем смысле (как некоторого всеобщего аспекта познавательного процесса, взятого под углом зрения аппроксимации).

Анализ научной литературы показал, что общие принципы моделирования и его роль в научных исследованиях были заложены в исследованиях Н.Р. Аксенова, М.И. Бунге, М. Вартофского, Ю.А. Гастева, Б.А. Глинского, Г.В. Клауса и многих других исследователей.

Вопросы, связанные с различными аспектами применения моделей в социально-педагогических исследованиях, рассматривались в работах Л.И. Бородкина, В.А. Штоффа, Ю.Ю. Кахка, Ю.Н. Павловского, Е.М. Титаренко, Т.М. Лариной, В.А. Устинова, Н.Л. Юрченко и некоторых других.

Целью данной работы является анализ применения моделирования в социально-педагогических исследованиях. В связи с этим необходимо разрешить следующие задачи:

1. Проанализировать существенные признаки понятия модели и моделирования в контексте социально-педагогических иследований.

2. Рассмотреть особенности исторической науки, которые обусловливают применение метода моделирования в социально-педагогических исследованиях.

3. Дать общую характеристику основных типов моделей, применяемых в социально-педагогических исследованиях.

4. Определить специфику функционирования метода моделирования в социально-педагогических исследованиях.


Читайте также:

Управление самостоятельной деятельностью школьников
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование по ...

Изучение творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось в средней группе №13 и подготовительной группе №6 центра развития ребёнка детского сада «Теремок» №9. Изучение уровня творческого воображения проводилось с помощью методики О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур». Результаты представлены в приложении 1,2. Из таблицы №1 видно, чт ...

Развитие и формирование наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста
Отличительная особенность наглядно - действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с со ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru