Модели и моделирование в социально-педагогических исследованиях

Современное образование » Модели и моделирование в социально-педагогических исследованиях

Актуальность проблемы исследования. Характерной особенностью современной науки является широкое распространение модельного подхода, выразившееся в активном использовании моделей во всех областях и на всех этапах научных исследований.

Сегодня разнообразные модели применяются как в естественно-научном и социально-гуманитарном познании, так и в практической деятельности людей, что делает особенно актуальным анализ их познавательной природы. В этой связи важное место занимает обсуждение возможностей и границ применения метода моделирования в социально-педагогических исследованиях.

Сложность научной разработки проблематики моделирования в социально-педагогическом исследовании связана с дискуссионностью многих важных моментов метода моделирования, а также с недостаточной определенностью его употребления в специальном смысле (как метода, связанного с обобщением и развитием видов аналогии) и в общем смысле (как некоторого всеобщего аспекта познавательного процесса, взятого под углом зрения аппроксимации).

Анализ научной литературы показал, что общие принципы моделирования и его роль в научных исследованиях были заложены в исследованиях Н.Р. Аксенова, М.И. Бунге, М. Вартофского, Ю.А. Гастева, Б.А. Глинского, Г.В. Клауса и многих других исследователей.

Вопросы, связанные с различными аспектами применения моделей в социально-педагогических исследованиях, рассматривались в работах Л.И. Бородкина, В.А. Штоффа, Ю.Ю. Кахка, Ю.Н. Павловского, Е.М. Титаренко, Т.М. Лариной, В.А. Устинова, Н.Л. Юрченко и некоторых других.

Целью данной работы является анализ применения моделирования в социально-педагогических исследованиях. В связи с этим необходимо разрешить следующие задачи:

1. Проанализировать существенные признаки понятия модели и моделирования в контексте социально-педагогических иследований.

2. Рассмотреть особенности исторической науки, которые обусловливают применение метода моделирования в социально-педагогических исследованиях.

3. Дать общую характеристику основных типов моделей, применяемых в социально-педагогических исследованиях.

4. Определить специфику функционирования метода моделирования в социально-педагогических исследованиях.


Читайте также:

Методы преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания и уров ...

«Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов, генетиков, писателей и т.д. В работах педагогов и психологов появились новые данные, подтверждающие, что ...

Содержание и методика патриотического воспитания старших дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю у него проявляются в чувстве восхищения им. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с городом краем. Успеха в данном вопросе воспитания можно дос ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru