Модели и моделирование в социально-педагогических исследованиях

Современное образование » Модели и моделирование в социально-педагогических исследованиях

Актуальность проблемы исследования. Характерной особенностью современной науки является широкое распространение модельного подхода, выразившееся в активном использовании моделей во всех областях и на всех этапах научных исследований.

Сегодня разнообразные модели применяются как в естественно-научном и социально-гуманитарном познании, так и в практической деятельности людей, что делает особенно актуальным анализ их познавательной природы. В этой связи важное место занимает обсуждение возможностей и границ применения метода моделирования в социально-педагогических исследованиях.

Сложность научной разработки проблематики моделирования в социально-педагогическом исследовании связана с дискуссионностью многих важных моментов метода моделирования, а также с недостаточной определенностью его употребления в специальном смысле (как метода, связанного с обобщением и развитием видов аналогии) и в общем смысле (как некоторого всеобщего аспекта познавательного процесса, взятого под углом зрения аппроксимации).

Анализ научной литературы показал, что общие принципы моделирования и его роль в научных исследованиях были заложены в исследованиях Н.Р. Аксенова, М.И. Бунге, М. Вартофского, Ю.А. Гастева, Б.А. Глинского, Г.В. Клауса и многих других исследователей.

Вопросы, связанные с различными аспектами применения моделей в социально-педагогических исследованиях, рассматривались в работах Л.И. Бородкина, В.А. Штоффа, Ю.Ю. Кахка, Ю.Н. Павловского, Е.М. Титаренко, Т.М. Лариной, В.А. Устинова, Н.Л. Юрченко и некоторых других.

Целью данной работы является анализ применения моделирования в социально-педагогических исследованиях. В связи с этим необходимо разрешить следующие задачи:

1. Проанализировать существенные признаки понятия модели и моделирования в контексте социально-педагогических иследований.

2. Рассмотреть особенности исторической науки, которые обусловливают применение метода моделирования в социально-педагогических исследованиях.

3. Дать общую характеристику основных типов моделей, применяемых в социально-педагогических исследованиях.

4. Определить специфику функционирования метода моделирования в социально-педагогических исследованиях.


Читайте также:

Пакет школьных методик
В арсенале современного школьного педагога богатые и разнообразные методики научного исследования – педагогические, психологические, социологические, этические… В последнее время они стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И воспитатель должен их осваивать, максимально ...

Принципы воспитания
Принципы воспитания - исходное положение. Отражающие закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения сложных конкретных задач воспитания, закономерности процесса обучения, или принципы дидактики с позиции которой управляется познавательная деятельность учащихся, должны ...

Социально-психологический аспект социальной работы со слабослышащими детьми
Социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности слабослышащих детей и включают социально-бытовую, социально-правовую и социально-психологическую реабилитацию. Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, посо ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru