Обобщение результатов исследования

Обобщая результаты исследования, можно отметить, что гипотеза, выдвинутая мной, полностью подтвердилась.

Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной школы идет успешнее, если:

– содержание воспитания ориентированно на развитие лидерских качеств;

– учителя начальной школы осуществляют психолого-педагогическую поддержку лидерских качеств детей, их самооценки, положительной «Я-концепции», создают у ребенка внутреннее ощущение успешности;

– используют такие формы работы как: обучающие тренинги по воспитанию лидерских качеств у младших школьников (тренинг целеполагания, лидерский тренинг, тренинг коммуникативной гибкости, тренинг креативности, тренинг уверенного поведения), организуют детей на проведение КТД (коллективных творческих дел) совместно с одноклассниками, внедряют метод проектов;

– ведущими формами и методами учения / обучения являются деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные;

– учителя развивают у детей в классном коллективе детское самоуправление.

Данная гипотеза полностью подтверждается результатами исследования уровня развитости у детей лидерских качеств: коммуникативности, наличие творческого подхода, умение определять свои лидерские качества, умение решать проблемы и пр. Учащиеся 4 «А» класса имею высокий и средний уровень сформированности лидерских качеств. В классе выявлено 4 активных положительных лидера. Учащиеся 4 «Б» класса имеют высокий уровень сформированности таких качеств как – умение работать с группой, наличие творческого подхода, умение определять лидерские качества, хотя показатели по данным качествам меньше, чем соответствующие показатели в 4 «А» классе. Остальные показатели имеют уровень развитости средний и ниже среднего. В классе выявлено 2 активных положительных лидера.

Для успешного развития и формирования лидерских качеств детей учителю 4 «Б» класса необходимо скорректировать воспитательную работу в направлении развития самоуправления в классе, проводить с детьми обучающие тренинги, направленные на развитие коммуникативности, инициативности, творческой активности, целеполагания, боле широко применять деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные формы и методы обучения и воспитания.

В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:

1. своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;

2. учением как преобладающим видом деятельности школьника;

3. ситуацией лидерства (формальное / неформальное, временное / постоянное);

4. заданностью отношений с педагогами.

Перенесение фактора социализации из семьи в начальную школу приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.). Поэтому при формировании лидерских позиций у детей очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.

Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, создание педагогических условий для его формирования:

1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.

2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.

3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса.

4. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.

5. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.

Все взлеты и падения случаются благодаря лидерству. Чем больше мы будем пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее станем приходить к выводу, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые нами усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от нашего лидерства. И, продвигаясь к достижению высочайших уровней, не забывайте брать с собой других людей, чтобы те смогли стать лидерами завтрашнего дня.


Читайте также:

Кризисные явления в системе вузовского образования в России и задачи их преодоления
Как и любая реформируемая система, система образования Российской Федерации испытывает определенные трудности. Например, проблема равенства доступа к образованию, которая имеет два основных аспекта: 1) обеспечение доступа каждого человека к базисному образованию, необходимому для эффективного функц ...

Экспертно - обучающие системы оценки знаний, умений, навыков на основе компьютерных технологий обучения
Создание экспертно-обучающих , экспертных систем по оценке качества усвоения знаний и завершенности процесса обучения предполагает прежде всего учет основополагающих принципов: Изменение роли и функции преподавателя, превращение его в специалиста-консультанта, что добавляет новую обязанность в его ...

Развитие музыкально-ритмических движений
Учить детей овладевать ходьбой под веселую маршевую музыку. Учитель сначала показывает, как ходит кукла (желательно использовать куклу большого размера), напевая: "Наша куколка идет, ни за что не упадет .", затем предлагает походить детям, говоря, что кукла теперь посмотрит на них (сначал ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru