Уровень изучения учебного материала зависит от значимости его в дальнейшей практической деятельности по профессии. В ГОС по профессии включены три уровня:
ознакомительный (узнавание);
репродуктивный (воспроизведение по памяти);
умений (применение, действие по образцу).
Отечественный исследователь в области педагогики В.П.Беспалько выделял ещё один уровень – уровень трансформации, действие в необычных условиях, уровень мышления, творчество. Все эти уровни необходимы для правильного и корректного отбора учебного материала.
Принципы отбора учебного материала
Рассмотрим несколько принципов, которые применяются для отбора учебного материалов:
1. Содержание должно соответствовать ГОС.
2. Содержание должно отвечать дидактическим принципам.
2.1. Содержание учебного материала должно всесторонне отражать основные стороны изучаемого процесса, объекта, факта – научность.
2.2. При отборе учебного материала следует его завершать обобщением и выводами – систематичность.
2.3. Материал необходимо отбирать в соответствии с его значением для практики (уместным – релевантным).
2.4. Отбор содержания должен быть проведен в соответствии с возрастными и познавательными возможностями, степенью сложности. Необходима переработка материала в доступную форму, сложные слова и выражения надо заменять на простые.
2.5. Содержание должно учитывать уровень знаний по остальным предметам.
2.6. При отборе содержания требуется привлекать знания из других областей без их дублирования.
2.7. Учебный материал должен побуждать учащихся применять знания на практике.
2.8. Учебный материал должен воспитывать чувство патриотизма и давать сведения о вкладе отечественных специалистов.
2.9. Для некоторых профессий учебный материал должен отбираться с учетом охраны окружающей среды, освещая природоохранные проблемы.
Читайте также:
Комментированное чтение
как традиционный приём работы на уроках литературы
Термин «комментированное чтение» вошел в литературу вначале как определение приема обучения и получил более широкое истолкование несколько позже, когда некоторые авторы (Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и др.) вынесли его в оглавление своих исследований, освещающих целостный анализ, в котором существе ...
Методика формирования
познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности
по литературному чтению
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней школы №1 города Костаная. В эксперименте принимало участие 26 человек экспериментального 3 «В» класса и 26 человек контрольного 3 «А» класса. Целью эксперимента является проверка эффективности формирования познавательного интереса младших ...
Организация творческих занятий по предмету «Человек и мир»
При организации творческих занятий по предмету «Человек и мир» учитель должен осознавать, что ученик работает на высоком уровне (творческом, продуктивном), который предполагает: свободное оперирование программным учебным материалом с использованием сведений из других учебных курсов, из прочитанной ...