Считается, что школа дает знания, готовит к жизни, формирует мировоззрение, т.е. выполняет много важных социальных функций. Все это верно, но главная ее цель все-таки становление человека в наиболее интенсивный период его возрастного развития (6-17 лет). Если основная ее функция — развивающая (а это признается всеми), то необходима особая организация образовательной среды, при которой эта функция может быть реализована.
Термин "образовательная среда" часто отождествляется с более общеупотребительным термином - «учебно-воспитательный процесс". Они действительно близки по содержанию. Но есть принципиальное отличие. Учебно-воспитательный процесс реализует социальный заказ, строится на деятельностной, нормативно-регламентирующей основе, обшей и обязательной для всех учеников школы. Такая учебно-дисциплинарная модель предполагает подчинение ребенка требованиям, выработанным для него взрослыми, но часто непонятным и незначащим для него. Его призывают признать эти требования и неукоснительно их выполнять, чем обеспечивается социализация ребенка. Установка на подчинение требованиям взрослого, к сожалению, доминирует в наших школах. Ценности школы реализуются, прежде всего, через уважение к интересам, потребностям учащихся, их стремление к самовыражению. А этого нельзя достичь без создания образовательной среды, обеспечивающей особый стиль взаимодействия основных участников образовательного процесса, направленного, прежде всего на раскрытие индивидуальности каждого ученика.
Читайте также:
Связь
педагогики с другими науками и ее структура
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимос ...
Право на уважение
Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст – долгие, важные годы в жизни человека. Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяют убить ребёнка. В 17 веке в Париже детей постарше продают нищим, а малышей у собора Парижской Богоматери раздают даром. Это ещё очень недавно! И по сей день ребён ...
Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте
коммуникативный компетентность умение школьник Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Во-первых, с поступлением в шко ...