Моделирование в научном исследовании

Научное исследование проходит несколько стадий. На первой стадии эмпирического исследования органы чувств физически взаимодействуют с объектом, на второй исходным является не сам объект, а данные опыта, на третьей – исходные группировки данных. Следовательно, на второй и последующих стадиях эмпирического исследования ученый имеет дело с заместителями объекта.

Любые заместители объекта исследования называются моделями. Модель это естественный или искусственный, материальный или идеальный заменитель объекта, который имеет общие свойства с изучаемым объектом. Процесс исследования, разработка модели называется моделированием [5, с. 56].

Моделирование – основной метод теоретического исследования. На первой стадии теоретического исследования строится новый или расширяется существующий базис, то есть описывается идеальный объект – модель действительности.

На второй стадии проводится мысленное или математическое имитационное моделирование для изучения закономерностей функционирования и развития модели, доказательство адекватности поведения модели реальному объекту.

На третьей стадии теория или обнаруженные закономерности используются для конструирования, проектирования, применения новых знаний на практике [4, с. 61].

Ученый, занимающийся изучением модели, становится управляющей системой, а модель – объектом управления. Взаимодействие между ними осуществляется посредством следующей информации:

1) целевых требований к объекту управления;

2) описания объекта управления (описание модели, доказательство ее адекватности);

3) критериев предпочтения из рассчитанных вариантов.

Управление осуществляется с учетом влияния внешней среды на поведение объекта [1, с. 28].

Для прогнозирования поведения объекта необходима модель. Модель создается с учетом следующих основных методических принципов (см. рис. 1.1.1.).

Рис. 1.1.1. Методические принципы

Принцип системности – объект прогнозирования рассматривается как система, с учетом цели определяется необходимый набор элементов и структура. Принцип природной специфичности – при создании модели объекта учитывается специфика его природы, физические основы процессов взаимодействия между элементами. Принцип оптимизации – сложность модели должна обеспечить заданную достоверность и точность прогноза в требуемый срок [2, с. 98]. Метод моделирования является универсальным в том смысле, что он применим как на эмпирическом, так и па теоретическом уровне исследования. Б.А. Глинский считает, что на эмпирическом уровне метод моделирования имеет измерительную, описательную функции и некоторые другие, а на теоретическом уровне – интерпретаторскую, объяснительную, предсказательную, критериальную функции, а также функцию в мысленном эксперименте. Наиболее существенными и сложными функциями моделей являются те из них, которые выполняются на теоретическом уровне исследования [5, с. 24]. Интерпретаторская функция модели состоит в модельной интерпретации прототипа с целью осмысления формального аппарата теории, определения области его значения и применения. Таким образом, надобность в модельной интерпретации возникает в том случае, когда язык научной теории формализован. Объяснительная функция модели заключается в модельном объяснении прототипа, в раскрытии природы объясняемого объекта. Предсказательная функция модели состоит в модельном предвидении таких свойств и отношений в прототипе, которые не были известны в период, предшествующий моделированию. Критериальная функция модели заключается в использовании модельного критерия, позволяющего выявлять степень адекватности уже имеющихся знаний о прототипе, проверять истинность знаний о моделируемом объекте. Функция модели в мысленном эксперименте состоит в модельном эксперименте, осуществляемом путем рассуждения на основе модельных представлений [3, с. 241]. Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.


Читайте также:

Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность – переход от детства к взрослости. К подростковому возрасту относят шко ...

Значение учреждений дополнительного образования в становлении личности ребенка
Дополнительного образования наших детей и подростков имеет огромное значение для наших детей, так как воспитывает в них личность ребенка. В чем же заключается эта значимость? Воспитательное значение во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им детской психологии, учета возр ...

Средства формирования гуманистической направленности детей старшего дошкольного возраста
Чтобы гуманистическая ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, когда человек может четко формул ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru