Общая характеристика формирования интеллектуальной культуры личности

Современное образование » Формирование интеллектуальной культуры личности » Общая характеристика формирования интеллектуальной культуры личности

Страница 2

Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами. Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей.

В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения ученика – системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Психология рассматривает мировоззрение как часть направленности личности. Оно является результатом воспитания. Взгляды и убеждения – это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания, общественный и личный жизненный опыт.

Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм и мировоззренческих позиций.

Показателями умственной воспитанности являются наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями, интеллектуальными умениями, наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность.

Становление у ребенка образа мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые он получает в первые годы жизни. Вначале через взрослого и общение с ним, а затем через самостоятельное освоение новых форм деятельности ребенок все больше познает окружающее.

Малыш познает мир на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, по-своему, по-детски, в первую очередь усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми, сохраняя свою значимость и в будущем. Поэтому интеллектуальное развитие маленького ребенка не следует понимать упрощенно. В первый период жизни он не только накапливает впечатления, но и расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем мире. У него постепенно начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, как бы раскладываются по полочкам. Упорядочивание это во многом зависит от воспитателя, который руководит отбором содержания, выбором методов развития познавательной деятельности.

По мере продвижения от восприятия предметов окружающей действительности, от непосредственных действий с ними к действиям с представлениями, а затем и понятиями о них, мир для ребенка все больше расширяется.

Первостепенную роль на всех этапах познания играет чувственный опыт ребенка, который формируется в ходе непосредственного контакта с природными и социальными явлениями. Разнообразие впечатлений обеспечит в дальнейшем высокое качество отражения действительности, размышление по поводу возникающих жизненных задач, поиск оптимального их решения, что, в свою очередь, будет способствовать развитию как конвергентного (логического), так и дивергентного (альтернативного) способов мышления, одинаково необходимых человеку в современных условиях.

К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности, одна из которых – познавательные ценности. Передавая ребенку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, взрослый обучает самой возможности приобретать знания и использовать их в жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Эффективность проведённой работы по результатам диагностики уровня воспитанности детей
Экспертная оценка уровня воспитанности детей. (Методика Н.П. Капустиной) 1-высокий уровень воспитанности; 2 – хороший уровень воспитанности; 3 – средний уровень воспитанности; 4-низкий уровень воспитанности. Вывод: Проведенный тест показывает, что уровень воспитанности детей, вследствие проведённых ...

Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковеде ...

Особенности использования проектной методики на средней ступени. Пути обучения лексическому навыку
В данном параграфе предпринята попытка рассмотрения психолого-педагогических основ использования проектной методики с учётом специфики иностранного языка как учебного предмета на средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе, который включает следующие положения: - роль ИЯ как учебно ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru