Причины, симптомы и виды заикания

Страница 5

В литературе симптоматика заикания описана достаточно полно. Но до сих пор, при описании одних и тех же симптомов, во многих работах используются различные определения и термины.

Значительные расхождения так же наблюдаются в определении формы или вида заикания. Н. Gutsman (1898), Е. Froschels (1953) различали клоническую, клонотоническую, тоноклоническую, тоническу формы заикания и рассматривали их как выражение прогрессирующего развития этого нарушения речи.

В 80–е года примерно такая же классификация указана в работе В. И. Селиверстова (1979), который выделяет клоническую, тоническую и смешанную формы заикания. Е.Ф. Рау (1964) отмечает, что заикание бывает двух видов: клоническое и тоническое. М. Е. Хватцев (1959, 1966) говорит о клонических и тонических речевых судорогах, а по локализации судорог выделяет три вида заикания: дыхательное, голосовое и артикуляторное. В своих работах О. В. Правдина (1969,1973), В. М. Шкловский (1966,1979,1985,1994), Б. Д. Карвасорский (1980), в зависимости от локализации речевых судорог клонического, тонического или смешанного типа выделяются три формы заикания: артикуляционная, голосовая и дыхательная. В речевой клинической картине заикания обычно наблюдается преобладание той или иной формы либо диагностирование всех трех компонентов, что дает возможность говорить о смешанной форме речевого нарушения.

М.И.Буянов и Б.З.Драпкин (1973) предложили дифференцировать заикание на невротическое, неврозоподобное и смешанное. Клиническая и этиопатогенетическая обоснованность подобного разграничения была заложена в работах Н.М.Асатиани, Л.И.Беляковой, Н.А.Власовой, В.В.Ковалева, В.С.Кочергиной и других отечественных исследователей речевых нарушений.[5]. Характеристика видов заикания, согласно дифференциации М.И.Буянова и Б.З.Драпкина представлена в виде таблицы 1:

Таблица 1

Речевая активность

Невротическое заикание

Резко снижена

Неврозоподобное заикание

Как правило, повышена

Неврозоподобноезаикание с невротическими наслоениями

Высокая до появления невротических наслоений, затем падает

1

2

3

4

Локализация судорог

Темп речи

Звукопроизношение

Выразительность

Речи

Психомоторика (включая логомоторику)

Раздувание крыльев носа во время речи (симптом Фрешельса)

Сопутствующие движения

Фиксация на трудных звуках

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Течение заикания

Целенаправленность в преодолении речевых нарушений

Преимущественно дыхательно-вокальные

Различный

Без особенностей

Различная

Без выраженных особенностей

Типичен

Часты. Характер их изменчив

Выражена

Редки

Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний.

Обычно высокая, порой чрезмерная

Преимущественно в артикуляционном аппарате

Тахилалия

Часто дислалия, иногда дизартрия

Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений

Непостоянен

Очень часты. Стереотипны.

Слабее, чем при невротическом заикании

Часты

Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния

Резко снижена

Во всех группах мышц, связанных с речью

Тахилалия

Различное

Как и при неврозоподобном заикании

Различная, но чаще похожая на ту, что бывает при неврозоподобном заикании

Непостоянен

Постоянны и чаще всего однообразны

Более или менее выражена

Часты

Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное

Недостаточная

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Организация и методика исследования
мышление дошкольник нарушение зрение На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме, было организованно и проведено исследование, цель которого – изучение особенностей мыслительных операций дошкольников с нарушением зрения. Гипотеза: У детей 5–6 лет с нарушением зрения имеются отлич ...

Особенности организации деловой игры
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: -хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. -одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы само ...

Построение образовательной среды по изучению индивидуальности ученика
Изучение индивидуальности в школе часто отож­дествляют с индивидуальным подходом. Принцип индивидуализации как особая педагогическая ценность существовал в школе всегда. В чем тог­да отличие его реализации в личностно-ориентированном образовании? В традициях школы основной задачей является со­здани ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru