Что такое самооценка и ее виды

Страница 2

Низкий уровень притязаний и отсутствие веры в свои возможности - признак низкой самооценки, основной тезис которой: "У меня никогда ничего не получается, поэтому я буду работать минимально и очень старательно, чтобы исключить все ошибки". Страх неудачи порождает более критичное отношение к собственной деятельности.

Помимо высокой и низкой самооценки существуют их утрированные варианты: они похожи, но мешают их обладателям, поскольку приводят к неадекватному восприятию и себя, и окружения.

Завышенная самооценка - результат многочисленных "поглаживаний", поощрений, лишенных органичности и, возможно, являющихся манипуляцией со стороны родителей. Например, ребенку не отказывают ни в чем материальном, однако и не участвуют эмоционально в его в судьбе, не оценивают его поведение, не воспитывают. Он вырастает с ощущением, что все жизненные блага ему даны от природы, однако они никак не связаны с тем, каков он на самом деле. Он знает, что он абстрактно хороший ребенок. А вот за что можно хвалить - он не знает, и плохо отличает свои достижения от чужих. Так, ему начинает казаться, что:

1. ему все доступно, можно не озадачиваться поиском средств для достижения цели (не нужно учиться, не нужно стараться понравиться друзьям), и

2. все происходящее направлено на доставление радостей именно ему. Итог - присвоение чужих достижений и хвастовство. С таким ребенком сложно сосуществовать, поскольку им движет эгоцентризм, а переоценка себя и своих возможностей приводит к манипуляциям и малоприятному взаимодействию.

Заниженная самооценка - противоположное явление, приводящее однако к похожим результатам. При постоянных внушениях со стороны близких, что он врожденный неудачник, что он глупый, плохой, больной, безграмотный, у чувствительного ребенка "опускаются руки". Смирение с собственной никчемностью приводит к "выученной беспомощности". Дитя перестает учиться, т.к. "все равно ничего не получается", перестает общаться, т.к. "все равно со мной никто не играет" . В критические моменты деятельность ограничивается просьбами о помощи, адресованными к более успешным участникам. Эти просьбы со временем становятся отработанной манипуляцией: "Я такой слабый, вы можете сделать со мной все, что угодно - пожалуйста, помогите мне!". Отказавший в помощи человек чувствует, что поступил неблагородно. Он не подозревает, что существование за счет чужой работы - просто способ жизни такого манипулятора. Это грустная ситуация, но многие люди научаются жить именно так.

Неадекватная самооценка, не осознаваемая, поэтому не поддающаяся изменению, у многих людей вызывает сложности в общении, мешает адаптироваться к работе, препятствует самоактуализации.

Завышенная самооценка (в обиходе часто именуемая "манией величия") - это переоценка себя и своих возможностей, самоутверждение за счет чужих достижений. Лозунг человека с такой самооценкой: "Я замечательный и всегда прав, поэтому вы должны мне подчиняться".

Заниженная самооценка (в обиходе - "комплекс неполноценности") характеризуется полным отсутствием веры в собственный успех вплоть до отказа что-то предпринимать, это доведенная до автоматизма беспомощность. Здесь тоже появляется манипуляция, идея которой такова: "Я такой слабый, со мной каждый может сделать что угодно, поэтому помогите мне".

Страницы: 1 2 


Читайте также:

Анализ школьных учебников по геометрии федерального комплекта
При подготовке факультативного курса "параметры в геометрии" я просмотрела три учебника: Геометрия 7-9 Атанасяна Л.С. и д.р. Геометрия 7-11 Погорелова А.В. Геометрия 7-9 Шарыгин И.Ф. Ни один из этих учебников не содержит вводной теоретической информации о параметре в геометрии, то есть, н ...

Введение понятий дискретной случайной величины, вероятности с помощью задач
Задача1.Подбрасывают монету. Какова вероятность выпадания орла, решки? (,) -Как это проверить? Необходимо подбросить монету большое число раз. Допустим 1000, подсчитать сколько раз выпал орел. И это число разделить на 1000. Получится около . А если подкинуть монету 3 раза, и все три раза может выпа ...

Основные направления словарной работы в начальной школе
Методика развития речи на лексическом уровне пре­дусматривает четыре основные направления: 1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее не­известных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это до­стигается средством прибавления к словарю ребенка ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru