Что такое самооценка и ее виды

Страница 2

Низкий уровень притязаний и отсутствие веры в свои возможности - признак низкой самооценки, основной тезис которой: "У меня никогда ничего не получается, поэтому я буду работать минимально и очень старательно, чтобы исключить все ошибки". Страх неудачи порождает более критичное отношение к собственной деятельности.

Помимо высокой и низкой самооценки существуют их утрированные варианты: они похожи, но мешают их обладателям, поскольку приводят к неадекватному восприятию и себя, и окружения.

Завышенная самооценка - результат многочисленных "поглаживаний", поощрений, лишенных органичности и, возможно, являющихся манипуляцией со стороны родителей. Например, ребенку не отказывают ни в чем материальном, однако и не участвуют эмоционально в его в судьбе, не оценивают его поведение, не воспитывают. Он вырастает с ощущением, что все жизненные блага ему даны от природы, однако они никак не связаны с тем, каков он на самом деле. Он знает, что он абстрактно хороший ребенок. А вот за что можно хвалить - он не знает, и плохо отличает свои достижения от чужих. Так, ему начинает казаться, что:

1. ему все доступно, можно не озадачиваться поиском средств для достижения цели (не нужно учиться, не нужно стараться понравиться друзьям), и

2. все происходящее направлено на доставление радостей именно ему. Итог - присвоение чужих достижений и хвастовство. С таким ребенком сложно сосуществовать, поскольку им движет эгоцентризм, а переоценка себя и своих возможностей приводит к манипуляциям и малоприятному взаимодействию.

Заниженная самооценка - противоположное явление, приводящее однако к похожим результатам. При постоянных внушениях со стороны близких, что он врожденный неудачник, что он глупый, плохой, больной, безграмотный, у чувствительного ребенка "опускаются руки". Смирение с собственной никчемностью приводит к "выученной беспомощности". Дитя перестает учиться, т.к. "все равно ничего не получается", перестает общаться, т.к. "все равно со мной никто не играет" . В критические моменты деятельность ограничивается просьбами о помощи, адресованными к более успешным участникам. Эти просьбы со временем становятся отработанной манипуляцией: "Я такой слабый, вы можете сделать со мной все, что угодно - пожалуйста, помогите мне!". Отказавший в помощи человек чувствует, что поступил неблагородно. Он не подозревает, что существование за счет чужой работы - просто способ жизни такого манипулятора. Это грустная ситуация, но многие люди научаются жить именно так.

Неадекватная самооценка, не осознаваемая, поэтому не поддающаяся изменению, у многих людей вызывает сложности в общении, мешает адаптироваться к работе, препятствует самоактуализации.

Завышенная самооценка (в обиходе часто именуемая "манией величия") - это переоценка себя и своих возможностей, самоутверждение за счет чужих достижений. Лозунг человека с такой самооценкой: "Я замечательный и всегда прав, поэтому вы должны мне подчиняться".

Заниженная самооценка (в обиходе - "комплекс неполноценности") характеризуется полным отсутствием веры в собственный успех вплоть до отказа что-то предпринимать, это доведенная до автоматизма беспомощность. Здесь тоже появляется манипуляция, идея которой такова: "Я такой слабый, со мной каждый может сделать что угодно, поэтому помогите мне".

Страницы: 1 2 


Читайте также:

Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного обучения
Отставание России по количеству основного работоспособного населения в возрасте (25 - 60 лет), имеющего высшее образование усугубляется тяжелым положением образования в России вообще и высшего образования - в частности. Возросшее желание многих россиян наталкивается на ограниченные возможности вузо ...

Понятие интеллекта
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Согласно академику Н ...

Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен
Работа выполнена на кафедре педагогики Волгоградского государственного педагогического университета и на кафедре теоретической биохимии с курсом клинической биохимии Волгоградского государственного медицинского университета. Научный консультант: член-корр. РАО, доктор педагогических наук профессор ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru