Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста

Страница 3

В методике Н. А. Чевелевой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности на основе одного из разделов «программы воспитания и обучения детей в детском саду». Поэтому появилась необходимость более широкого использования программного материала.

Позже С. А. Миронова (1975) предложила систему обучения заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи (от простейшей ситуативной ее формы до контекстной) в процессе прохождения ряда разделов программы детского сада.

Вся коррекционная и обучающая работа разделена по кварталам:

Первый квартал.

Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Знакомство с предметами, расширение знаний, обогащение словаря. Усваиваются понятия овощи, фрукты, грибы. Это связывается с понятием Осень.

Развитие элементарных математических представлений (счет в пределах шести, соотнесение числа с количеством предметов). Дети упражняются в доступной ситуативной речи.

В рисовании дети учатся передавать в рисунке простые геометрические формы: круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат.

На занятиях по ручному труду (рисование, лепка, аппликация, конструирование) дети также овладевают простыми геометрическими формами, учатся их вырезать, конструировать.

Коррекционные задачи: обучение навыкам пользования простейшей ситуативной речью. При построении ответов дети опираются на конкретные вопросы логопеда и наглядный материал.

В процессе обучения в первом квартале допускаются однословные и простые фразовые ответы. Заикающиеся дошкольники мало пользуются речью больше слушают короткие и точные образцы речи логопеда, усваивают правила пользования ею и молча выполняют его задания. Основная задача в этот период – научить детей внимательно слушать, запоминать и правильно выполнять задания. Педагоги тактично и настойчиво останавливают детей при их высказываниях без разрешения.

Второй квартал.

Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Понятия: транспорт, птицы, домашние животные, почта. Зима.

Развитие математических представлений включает обучение счету до 9, сравнения в пределах 5, формирование пространственных представлений (левая, правая сторона тела, листа бумаги).

На занятиях по рисованию и ручному труду дети учатся изображать различные по степени сложности предметы (животные, птицы, узоры).

Коррекционные задачи: овладение сложными формами ситуативной речи. Значительное место занимает поэтапная работа над фразой: построение простой фразы, распространение фраз, конструирование вариантов фраз для выражения одной и той же мысли. Уточняется правильный порядок слов в предложении, осуществляется переход к построению сложноподчиненных конструкций и составлению рассказов. Постепенно использование наглядной опоры в ответах детей уменьшается. В этот период начинается развитие элементарной контекстной речи. Дети задают такие вопросы, при построении ответов на которые они имеют лишь частичную опору на наглядный материал. Конкретные вопросы, относящиеся к последовательности выполняемой работы, способствуют развитию у детей логического мышления. Из отдельных ответов составляется целый логически построенный рассказ.

Третий квартал.

Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Понятия: дикие животные средней полосы, перелетные птицы, профессия. Весна.

Формирование математических представлений включает обучение сравнению в пределах 9 – 10, ответам на вопросы: Какой? Который? Сколько?

На занятиях по рисованию и ручному труду дети выполняют несложные рисунки и аппликации к сказкам, лепят животных из знакомых сказок, конструируют предметы.

Коррекционные задачи: закрепление навыков пользования ситуативной речью, переход к контекстной речи. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и вопросам логопеда, затем без помощи вопросов логопеда. Все меньше места отводится наглядной опоре. К концу третьего квартала дети самостоятельно составляют вопросы, относящиеся не только к происходящему действию в данный момент, но и к тому, что происходило или будет происходить. Используются новые формы занятий: беседа, анализ различных видов работ детей. Изучение тем охватывает как можно больше предметов. Дети дают полные разнообразные ответы.

Четвертый квартал.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Нормативно-правовые акты, защищающие права слабослышащих детей
Прошло немногим более полутора десятков лет с того момента, как ребенок стал особым и самостоятельным субъектом права. За 11 лет до окончания столетия, человеческое сообщество, дабы не лишиться надежды на свое лучшее будущее, приняло соглашение, которое на международном уровне определило основные п ...

Диагностика коммуникативных умений у младших школьников
С целью изучения уровня развития коммуникативных качеств младших школьников нами было проведено исследование на базе школы №2 г. Михайловки в течение учебного года. В эксперименте приняли участие девочки и мальчики 2-го класса, в количестве 20 человек. Исследование проводилось в три этапа. На перво ...

Виды стилей педагогического общения
В психолого–педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Для педагогов, которым свойственен авторитарный стиль характерно подавление своих воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru