Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста

Страница 1

Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания.

Указание на необходимость комплексного воздействия и попытки его применения встречаются уже в трудах отечественных авторов – И. А. Сикорского (1889) и его ученика И. К. Хмелевского (1897). В лечении заикания они включали систему упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи; психотерапевтическое воздействие в виде создания соответствующих условий, окружающих заикающегося; медикаментозное лечение, физиотерапию и двигательные упражнения. Многоплановость лечебного воздействия по И. А. Сикорскому впервые стала комплексной системой преодоления заикания.[4, 17, 29]

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно – педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами.[29]

В комплекс лечебно – педагогических мероприятий для заикающихся детей входят лечебные препараты и процедуры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физкультура и ритмика, воспитательные мероприятия. Цель этих тесно переплетающихся и дополняющих друг друга мероприятий – устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений в виде страха, конфузливости за свою неполноценную речь; перевоспитание его личности.

Логопед, как основной специалист по борьбе с дефектами речи, в целом организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся. Другими словами, логопед пользуется консультациями и соответствующей помощью разных специалистов в своей коррекционно-воспитательной работе с заикающимися.

Опыт работы с заикающимися позволяет заключить, что весь лечебно – педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и коррекционно-воспитательную.

Основной задачей лечебно – оздоровительной работы, которую преимущественно проводит и направляет врач, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики).

Основной задачей коррекционно-воспитательной работы, которую преимущественно проводит и направляет логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических изменений у заикающихся.

До 1930 года логопедическая помощь оказывалась заикающимся, в основном, подросткам и взрослым. А в 1930 году В. А. Гиляровский обосновывает положение о том, что лечить заикание нужно в детском возрасте. Наиболее подходящей формой организации помощи заикающимся детям дошкольного возраста, по его утверждению, является «детская площадка» или полустационар, так как дети должны ежедневно общаться с родителями и в то же время получать комплексное лечебное воздействие.

В 1931 году в Москве открываются ясли для заикающихся детей, где логопедическая работа проводилась Е. Ф. Рау, и полустационар, где работала Н. А. Власова. [4, 17, 26]

Авторами впервые выработаны принципы комплексного метода реабилитации заикающихся:

проведение медико – психолого-педагогического обследования до начала работы;

коррекционное воздействие направляется не только на речь заикающегося, но и на состояние всего организма ребенка, а также на его личность;

логопедической работе должен предшествовать охранительный речевой режим;

развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение степени самостоятельности речи.

В основу первой отечественной методики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау (1959) положено использование коррекционных приемов в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей, а именно: от сопряженной формы речи до спонтанной. Все занятия с заикающимися детьми распределены по степени нарастающей сложности на три этапа.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Работа с "трудными подростками"
Особое место в индивидуальной воспитательной работы мастера занимает работа с "трудными учащимися. Под трудными, педагогически запущенными учащимися подразумевается подростки, систематически нарушающие установленные нормы поведения в учебных заведениях и вне его, допускающие случаи правонаруше ...

Содержание современного образования
Учитель никогда не критикует, не сравнивает, не призывает. Он показывает, объясняет, дает пример. Критика порождает сомнение в своих творческих силах, а установки приучают к исполнительности и рутине. Г. Воробьев "Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения которые в течение о ...

Основные направления реформы образования
Термин "реформа" произошёл от латинского слова "reformo"– преобразовываю и в словарном толковании означает преобразование, изменение, переустройство общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, нововведение любого содержания в той или иной мере св ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru