Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста

Страница 4

Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Лето.

Формирование математических представлений включает изучение состава чисел 4 – 5, закрепляются навыки счета предметов обихода.

На занятиях по рисованию и ручному труду дети выполняют рисунки по замыслу и узоры в аппликации, лепят героев из сказок, конструируют из природного материала игрушки.

Коррекционные задачи: закрепление навыков пользования ситуативной и контекстной речью различных форм сложности. Дети учатся выразительно пересказывать прочитанный текст и сказки, составлять рассказы без помощи вопросов, рассказы по картине с элементами творчества, проводятся беседы обобщающего характера по знаниям, полученными детьми за год. Наглядный материал почти не используется.

Методика В. И. Селиверстова [6, 26, 29] преимущественно рассчитана на работу с детьми в медицинских учреждениях. Большое значение в данной методике придается родителям. Речевые упражнения предлагаются с учетом степени самостоятельности речи, ее громкости и ритмичности, структуры; с учетом обстановки и видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В.И.Селиверстов особо подчеркивает значение индивидуального подхода. В условиях логопедической работы с группой детей формы речевых упражнений выбирают для каждого ребенка отдельно.

Методику В.И.Селиверстова мы подробнее рассмотрим ниже.

Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие личности ребенка, его речи, моторики, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, формируется умение управлять своим поведением. Поэтому открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях.

Вопросу устранения заикания у дошкольников в процессе игровой деятельности посвящены работы Г. А. Волковой, И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской [4, 6, 17]. Авторы с позиций психологии детского возраста предлагают систему различных игр – упражнений.

Система игр, разработанная Г. А. Волковой [6, 17], включает следующие виды игр: дидактические, игры с пением, подвижные с правилами, игры – драматизации на основе стихотворного и прозаического текстов, творческие игры. По мнению автора, в играх развиваются не только речевые и неречевые процессы. Но и в игре дети осваивают социальный опыт межличностных отношений, происходит коррекция отклонений в поведении и формировании личности.

И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская (1984, 1993) предлагают игры и игровые приемы для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия: снижение речевой активности заикающихся детей для облегчения формирования нового речевого навыка; нормализация речевого дыхания; обучение ребенка технике правильной речи – умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями; тренировка навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказываний (отдельные фразы, пересказ, рассказ, инсценировки). Авторы также дают практические рекомендации родителям для систематической работы с заикающимися детьми, для организации общего и речевого режима ребенка в домашних условиях. Предложенная ими система воспитания плавной речи включает в себя три этапа.

Е. Ю. Рау (1992) использует в своей методике ролевую игру как средство эмоционально – стрессовой психотерапии заикающихся дошкольников. По мнению автора, с помощью ролевой игры разрушаются патологические коммуникативные стереотипы, и облегчается дальнейший процесс коррекции заикания у детей.[32]

Итак, среди современных комплексных методов преодоления заикания, мы рассмотрели методику Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау, которая является первой отечественной методикой логопедической работы с детьми дошкольного возраста. В основу этой методики положено использование коррекционных приемов и зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Это методика используется по сей день.

Широко используется методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н.А.Чевелевой.

Позже С.А.Миронова предложила систему обучения заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи. Эта методика разработана для детских дошкольных учреждений в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», что очень облегчает работу логопеда.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Социально-педагогический аспект социальной работы со слабослышащими детьми
Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения России. Социальная помощь является составным эле ...

Обследование речи детей по методике Г. А. Волковой
Логопедическое обследование проводится в начале коррекционно-воспитательного воздействия на заикающихся. Такие проявления, как способность заикающихся детей к подражанию, развитие игровой активности, степень сформированности у них общественного поведения, личностные и эмоциональные реакции, могут в ...

Компетенция ПКД-2
Компетенция ПКД-2 – это профессиональная компетенция в образовательной деятельности в дошкольном образовании: «готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ». Под компетенцией ПКД-2 понимается способность обеспечивать реализацию про ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru