Эти же задачи стоят и перед ребенком с выраженной степенью болезненной фиксированности на своем дефекте. Однако здесь еще и борьба со страхом перед речью, угнетенным настроением, с навязчивыми состояниями, переубеждение, создание радостных эмоций, воспитание чувства собственной полноценности, нового отношения к себе и к своей речи. Здесь целесообразны также консультация и лечение у психоневролога и, возможно, у психотерапевта.
Особое внимание хочется обратить на психотерапевтичность самого процесса обследования, тем более что его следует рассматривать как уже непосредственное начало работы по преодолению заикания. Удачность или неудачность этого первого контакта с ребенком, подростком или взрослым во многом (а нередко даже в основном) определит весь ход и эффективность логопедической работы.
Все, полученные в ходе обследования данные, обычно позволяют составить отчетливое представление о форме заикания и степени выраженности его первичных и вторичных симптомов, а также о личности самого заикающегося, о его отношении к речевому расстройству, об условиях его жизни и имеющихся в ней проблемах. Все это логопед обязан постоянно учитывать в процессе коррекционной работы, а в случае необходимости и стараться изменить в нужном направлении.
Итак, обследование позволяет составить отчетливое представление о форме заикания, степени выраженности симптомов, о личности заикающегося и многое другое. Значит, обследование необходимо на первой стадии преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся, в том числе, конечно, и заикающихся дошкольного возраста. Именно на основе обследования строится дальнейшая работа логопеда, призванная эффективно помочь в преодолении заикания.
Читайте также:
Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (I-IV классы). Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитывается анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наи ...
Изучение уровня гендерного воспитания учащихся
В нашем обществе до недавнего времени существовала патриархальная форма полового воспитания, где мужчина осуществляет роль воина добытчика, защитника семьи, а женщина была хранительницей домашнего очага и занималась воспитанием детей. В таком видении каждый ребенок занимал свое место в зависимости ...
Результаты экспериментальной проверки оптимальной модели
обучения учащихся VII-VIII классов в процессе работы на токарно-винторезном станке
Экспериментальной базой квалификационной работы по проверке спроектированной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов работе на токарно-винторезном станке является СОШ № 5 п. Октябрьского Красноармейского района Краснодарского края. В педагогическом эксперименте принимали участие д. п. н. ...