Комментированное чтение как традиционный приём работы на уроках литературы

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Комментированное чтение как традиционный приём работы на уроках литературы

Страница 1

Термин «комментированное чтение» вошел в литературу вначале как определение приема обучения и получил более широкое истолкование несколько позже, когда некоторые авторы (Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и др.) вынесли его в оглавление своих исследований, освещающих целостный анализ, в котором существенную роль играет комментированное чтение.

В числе активных пропагандистов комментированного чтения следует назвать М.Д. Кочерину (21). Еще в 1952 году она предложила изучать произведения с помощью комментированного чтения. «Небольшие по объему произведения мы читаем в классе целиком и комментируем, а из больших произведений выбираем наиболее яркие отрывки, имеющие важное значение для выяснения идейного смысла произведения» (21, 54) .

Комментарии, сопровождающие чтение, по её мнению, носят в основном идейно-стилистический характер; он направлен на выяснение идейного содержания произведения и способов его выражения в языке.

В последующих работах М. Д. Кочериной комментарий толкуется уже более широко: это – не только стилистический анализ, но и разбор приёмов изображения (портретные характеристики, пейзажные описания и др.). Здесь уточняются цели классного чтения, раскрывается роль комментированного чтения в воспитании эстетического вкуса учащихся.

В статьях М.Д. Кочериной комментированное чтение трактуется как изучение произведения на двух этапах. На первом этапе посредством чтения с комментариями происходит первичное непосредственное знакомство с текстом, а на втором, после осмысления композиции произведения, подводятся обобщающие выводы в последовательности, соответствующей композиции произведения.

Л.К. Богомолова (13) в работах о комментированном чтении акцентирует внимание на проблеме предварительного ознакомления учащихся с художественным текстом. Актуальность этого вопроса убедительно доказана в интересном исследовании Е.В. Квятковского (18), который на обширном материале показал, как мало подготовлены учащиеся старших классов к полноценному самостоятельному восприятию текста. Методист справедливо замечает, что «на пути учащихся к пониманию художественного текста, к восприятию идейно-образного богатства литературного произведения стоит большое число препятствий: малый жизненный опыт, небольшая общая и речевая культура, неумение мыслить отвлеченно, в единичном различать проявление общего, недостаточная подготовленность к образному восприятию действительности…» (18, 4). В связи с этим он считает необходимым готовить учащихся к первому чтению и большую роль отводит чтению с комментариями: учитель читает и комментирует текст; самостоятельное чтение учащихся чередуется с комментированным чтением учителя; комментарий учителя следует после выразительного чтения им текста.

Таким образом, в 50-е годы начинаются активные поиски таких путей изучения художественных произведений, которые не уничтожали бы эмоциональное отношение к художественному слову и обеспечивали бы активное развитие творческого мышления учащихся.

В последние годы метод комментированного чтения получил широкое распространение в школах как один из наиболее эффективных приёмов анализа художественного произведения.

Этот вид чтения обычно применяется в старших классах. Он требует интенсивной и глубокой подготовки учителя. Если в младших классах учитель должен прокомментировать новые для учеников слова, то в старших требуется более глубокий комментарий: культурологический, с элементами сведений по истории, философии, мировоззренчески глубокий и основательный. Подобный комментарий всегда обогащает восприятие учениками текста, создает положительную мотивацию обучения.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Дидактическая игра как средство воспитания и развития дошкольников
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия ...

Практическая работа по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»
Цель формирующего этапа эксперимента: повысить уровень развития восприятия детей раннего возраста в предметной деятельности. В основу работы по развитию восприятия детей были положены условия гипотезы и учтены результаты констатирующего этапа эксперимента. На формирующем этапе эксперимента, мы сост ...

Формы ролевых игр на разных возрастных этапах
Одной из форм игрового общения, опробированной в игровом эксперименте, была сюжетная ролевая игра. Экспериментальная проверка показывает, что возрастные особенности школьников позволяли использовать ее разные варианты. Одним из вариантов была ролевая игра с предметом. Для организации такой игры шко ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru