Комментированное чтение как традиционный приём работы на уроках литературы

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Комментированное чтение как традиционный приём работы на уроках литературы

Страница 1

Термин «комментированное чтение» вошел в литературу вначале как определение приема обучения и получил более широкое истолкование несколько позже, когда некоторые авторы (Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и др.) вынесли его в оглавление своих исследований, освещающих целостный анализ, в котором существенную роль играет комментированное чтение.

В числе активных пропагандистов комментированного чтения следует назвать М.Д. Кочерину (21). Еще в 1952 году она предложила изучать произведения с помощью комментированного чтения. «Небольшие по объему произведения мы читаем в классе целиком и комментируем, а из больших произведений выбираем наиболее яркие отрывки, имеющие важное значение для выяснения идейного смысла произведения» (21, 54) .

Комментарии, сопровождающие чтение, по её мнению, носят в основном идейно-стилистический характер; он направлен на выяснение идейного содержания произведения и способов его выражения в языке.

В последующих работах М. Д. Кочериной комментарий толкуется уже более широко: это – не только стилистический анализ, но и разбор приёмов изображения (портретные характеристики, пейзажные описания и др.). Здесь уточняются цели классного чтения, раскрывается роль комментированного чтения в воспитании эстетического вкуса учащихся.

В статьях М.Д. Кочериной комментированное чтение трактуется как изучение произведения на двух этапах. На первом этапе посредством чтения с комментариями происходит первичное непосредственное знакомство с текстом, а на втором, после осмысления композиции произведения, подводятся обобщающие выводы в последовательности, соответствующей композиции произведения.

Л.К. Богомолова (13) в работах о комментированном чтении акцентирует внимание на проблеме предварительного ознакомления учащихся с художественным текстом. Актуальность этого вопроса убедительно доказана в интересном исследовании Е.В. Квятковского (18), который на обширном материале показал, как мало подготовлены учащиеся старших классов к полноценному самостоятельному восприятию текста. Методист справедливо замечает, что «на пути учащихся к пониманию художественного текста, к восприятию идейно-образного богатства литературного произведения стоит большое число препятствий: малый жизненный опыт, небольшая общая и речевая культура, неумение мыслить отвлеченно, в единичном различать проявление общего, недостаточная подготовленность к образному восприятию действительности…» (18, 4). В связи с этим он считает необходимым готовить учащихся к первому чтению и большую роль отводит чтению с комментариями: учитель читает и комментирует текст; самостоятельное чтение учащихся чередуется с комментированным чтением учителя; комментарий учителя следует после выразительного чтения им текста.

Таким образом, в 50-е годы начинаются активные поиски таких путей изучения художественных произведений, которые не уничтожали бы эмоциональное отношение к художественному слову и обеспечивали бы активное развитие творческого мышления учащихся.

В последние годы метод комментированного чтения получил широкое распространение в школах как один из наиболее эффективных приёмов анализа художественного произведения.

Этот вид чтения обычно применяется в старших классах. Он требует интенсивной и глубокой подготовки учителя. Если в младших классах учитель должен прокомментировать новые для учеников слова, то в старших требуется более глубокий комментарий: культурологический, с элементами сведений по истории, философии, мировоззренчески глубокий и основательный. Подобный комментарий всегда обогащает восприятие учениками текста, создает положительную мотивацию обучения.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Сущность обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся начальных классов
Чтобы решить вопросы привития учащихся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на эвенском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическую речь от литературно обработанной, нормированной книжной речи. Обучение диалогической речи, кроме усвоен ...

Изучение необходимости осуществления индивидуального подхода при изучении таблицы умножения и деления
математический табличный умножение деление Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одн ...

Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности
Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантн ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru