Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Актуальность темы исследования. Обращение к исследованию проблемы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в общеобразовательной школе обусловлено тем, что это имеет основополагающее значение для эффективной организации учебного освоения художественного произведения в целом и данного произведения в частности.

Учебное комментирование позволяет углубить восприятие художественного текста, способствует созданию историко-культурной и личностной ситуации прочтения произведения.

В последние десятилетия в дидактике появились новые приемы комментирования, которые пока не используются в практике преподавания литературы как учебного предмета. Требует внимательного рассмотрения опыт составления учебного комментария к произведениям художественной классики в школе с нерусским языком обучения.

Таким образом, актуальность темы обусловлена, во-первых, возросшим интересом к изучению литературных произведений в школе с использованием учебного комментирования. Во-вторых, необходимостью обобщения взглядов на учебное комментирование, на возможность расширения контекста восприятия художественного произведения.

Предметом исследования является система методических приёмов, наиболее эффективно реализующих расширение контекста восприятия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

В своём исследовании мы руководствовались следующей гипотезой: систематическое и целенаправленное использование различных приёмов учебного комментирования в работе над текстом А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учащимися восьмого класса общеобразовательной школы способствует наиболее полному восприятию этого художественного произведения как эстетического и историко-литературного факта, помогает школьникам овладеть приёмами анализа литературного произведения и повышает их языковую культуру.

Цель исследования состоит в разработке методических приемов, способствующих реализации учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а также в проверке на практике разработанных нами приёмов учебного освоения данного художественного произведения, предусмотренного программой для изучения в восьмом классе общеобразовательной школы.

В соответствии с гипотезой и целью исследования выделены следующие конкретные задачи:

1. Изучить историю вопроса об использовании комментированного чтения по трудам специалистов по методике преподавания литературы.

2. Выявить состояние изучаемой проблемы, а именно: проанализировать программы и учебники-хрестоматии по русской литературе для учащихся восьмого класса русской школы; выявить, как представлено изучение «Капитанской дочки» в методических пособиях и учебниках для учащихся киргизских школ с точки зрения рационального использования комментированного чтения для развития у учащихся умений анализировать художественное произведение.

4. Определить роль и место комментированного чтения в системе работы над художественным текстом в общеобразовательной школе и в системе работы над повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

5. Определить методику комментированного чтения как одного из средств подготовки учащихся к самостоятельному чтению и анализу произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Предложить к использованию при анализе повести инновационные приёмы учебного комментирования.

7. В процессе опытного обучения проверить целесообразность и эффективность использования предлагаемых приёмов учебного комментирования.

Методологической основой исследования является труды российских и киргизстанских методистов (Г.И. Беленького, Л.К. Богомоловой, Е.В. Квятковского, М.Д. Кочерина, М.А. Рыбниковой, Л.А. Шеймана и др.) о преподавании литературы в общеобразовательной школе.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретический – анализ накопленных в науке данных о комментированном чтении художественного текста;

социолого-педагогический – изучение методических материалов – программ и учебников – в плане исследуемой проблемы;

экспериментальный – апробация в школе № 12 разработанных уроков для восьмого класса по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с использованием приёмов комментированного чтения и приёмов учебного комментария; анализ полученных результатов.

Объектом исследования является процесс литературного освоения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Структура и объем работы.

Логика исследования, цель и задачи определили структуру и содержание работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Читайте также:

Сущность профессионально-трудовой ориентации старших учащихся 9-х классов
На сегодняшний день современный рынок труда предъявляет высокие требования к старшим подросткам как будущей рабочей силе, требуя от них не только высокой профессиональной подготовки, но и мобильности, коммуникабельности и высокой стрессоустойчивости в быстро меняющихся экономических условиях. Именн ...

Психолого-лингвистические основы проблемы
Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств. Языковые средства - словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений - усваивается с самого раннего детства. Основной задачей речевого разви ...

Классификация методов обучения и воспитания
Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют на методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.), методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное иссл ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru