Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Актуальность темы исследования. Обращение к исследованию проблемы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в общеобразовательной школе обусловлено тем, что это имеет основополагающее значение для эффективной организации учебного освоения художественного произведения в целом и данного произведения в частности.

Учебное комментирование позволяет углубить восприятие художественного текста, способствует созданию историко-культурной и личностной ситуации прочтения произведения.

В последние десятилетия в дидактике появились новые приемы комментирования, которые пока не используются в практике преподавания литературы как учебного предмета. Требует внимательного рассмотрения опыт составления учебного комментария к произведениям художественной классики в школе с нерусским языком обучения.

Таким образом, актуальность темы обусловлена, во-первых, возросшим интересом к изучению литературных произведений в школе с использованием учебного комментирования. Во-вторых, необходимостью обобщения взглядов на учебное комментирование, на возможность расширения контекста восприятия художественного произведения.

Предметом исследования является система методических приёмов, наиболее эффективно реализующих расширение контекста восприятия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

В своём исследовании мы руководствовались следующей гипотезой: систематическое и целенаправленное использование различных приёмов учебного комментирования в работе над текстом А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учащимися восьмого класса общеобразовательной школы способствует наиболее полному восприятию этого художественного произведения как эстетического и историко-литературного факта, помогает школьникам овладеть приёмами анализа литературного произведения и повышает их языковую культуру.

Цель исследования состоит в разработке методических приемов, способствующих реализации учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а также в проверке на практике разработанных нами приёмов учебного освоения данного художественного произведения, предусмотренного программой для изучения в восьмом классе общеобразовательной школы.

В соответствии с гипотезой и целью исследования выделены следующие конкретные задачи:

1. Изучить историю вопроса об использовании комментированного чтения по трудам специалистов по методике преподавания литературы.

2. Выявить состояние изучаемой проблемы, а именно: проанализировать программы и учебники-хрестоматии по русской литературе для учащихся восьмого класса русской школы; выявить, как представлено изучение «Капитанской дочки» в методических пособиях и учебниках для учащихся киргизских школ с точки зрения рационального использования комментированного чтения для развития у учащихся умений анализировать художественное произведение.

4. Определить роль и место комментированного чтения в системе работы над художественным текстом в общеобразовательной школе и в системе работы над повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

5. Определить методику комментированного чтения как одного из средств подготовки учащихся к самостоятельному чтению и анализу произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Предложить к использованию при анализе повести инновационные приёмы учебного комментирования.

7. В процессе опытного обучения проверить целесообразность и эффективность использования предлагаемых приёмов учебного комментирования.

Методологической основой исследования является труды российских и киргизстанских методистов (Г.И. Беленького, Л.К. Богомоловой, Е.В. Квятковского, М.Д. Кочерина, М.А. Рыбниковой, Л.А. Шеймана и др.) о преподавании литературы в общеобразовательной школе.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретический – анализ накопленных в науке данных о комментированном чтении художественного текста;

социолого-педагогический – изучение методических материалов – программ и учебников – в плане исследуемой проблемы;

экспериментальный – апробация в школе № 12 разработанных уроков для восьмого класса по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с использованием приёмов комментированного чтения и приёмов учебного комментария; анализ полученных результатов.

Объектом исследования является процесс литературного освоения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Структура и объем работы.

Логика исследования, цель и задачи определили структуру и содержание работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Читайте также:

Содержание и условия сенсорного воспитания
Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой де4ятельности. В противном ...

Виды мониторинга в образовании. Место квалиметрического мониторинга качества обучения в системе контроля качества образования
В общем случае мониторинг в образовании можно определить как систему постоянного сбора данных, их обработки, анализа и интерпретации с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной, дифференцированной по уровням использования и значимой информацией о соответствии п ...

Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении
Как известно, главное преимущество компьютерных технологий, особенно при выходе в Интернет, заключается в том, что любой человек получает доступ к максимально большому объёму знаний, полученных человечеством на данный момент в соответствующей области науки. Студент в принципе обеспечивается совреме ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru