Один из самых распространенных в подростковом возрасте недостатков поведения выявляется упрямство, непослушание
, проявляющиеся в стремлении действовать вопреки всем разумным доводам и сообщениям, в необоснованном противодействии и сопротивлении требованиям, советам. Указаниям мастера. Часто это вызвано перевозбуждением нервной системы, впечатлениями, переутомлением, тяжелыми переживаниями. Склонность к упрямству зачастую объясняется стремлением к самостоятельности и независимости, неумелым пониманием проявить свою волю. К упрямству нередко приводит "педагогика запретов" - нельзя бегать. Нельзя шуметь, нельзя трогать, т.п. Наконец, упрямство иногда бывает своеобразной формой протеста выражением его недовольства деспотическим, грубым и необоснованным подавлением его развивающиеся самостоятельности и инициативы. Основное, что должно быть противопоставлено упрямству и непослушанию - это, прежде всего педагогический такт мастера, умением его разобраться в причинах, понять их, суметь разъяснить учащемуся неправильность его поведения, педагогическое терпение. Другой путь - это внимание к способностям учащегося, его интереса при одновременной требовательности к нему, активное включение в коллективные формы деятельности. К другим распространенным недостатком поведения учащегося (особенно подростков) относятся: грубость, резкость, дерзость, неуважительное отношение к старшим, к мастеру
. Чаще это вызвано отсутствием уважительного отношения взрослых к подростку, подавлением его естественного стремления к самостоятельности, принижением формировавшегося в этом возрасте чувства собственного достоинства - назойливым контролем, придирчивостью, мелочной опекой. Грубость и дерзость нередко являются ответом на несправедливое отношение мастера к учащемуся - необоснованное обвинение во лжи, неблаговидном поступке, беспричинная подозрительность. Грубость учащихся нередко объясняется и тем. Что многие из них считают это качество признаком взрослости, мужественности стеснению проявлять чуткость, душевную теплоту, которые расцениваются как признаки мягкотелости. Проявление грубости и дерзости учащихся - это уже серьезный сигнал мастеру, который должен внимательно проанализировать свои действия как воспитателя - наставника молодежи. Пересмотреть и, если нужно резко изменить стиль своей работы, перешагнув через сложившиеся у него представления о сущности воспитательной работы. Полезно посоветоваться с опытными коллегами. К учащимся проявляющим грубость, дерзость особенно нужен индивидуальный подход. В первую очередь необходимо установить причину такого поведения. Работа с таким учащимся предлагает целенаправленную организацию из активности, инициативы, уважение их достоинства, прав на определенную самостоятельность, но ни в коем случае не допустимы поблажки или снижение требовательности.
Нередко проявление и такой недостаток поведения учащихся как лживость
сознательное уклонение от истины в неблаговидных целях. Наиболее частой причиной лжи является боязнь, страх наказания. Типичны случаи лжи и как своеобразного понимания товарищества, средства" выгородить друга проявить солидарность. Необходимо кропотливая работа мастера, чтобы, во-первых, выяснить истинные причины лжи. Во-вторых, создать обстановку правдивости, доверия, взаимного уважения и требовательности. Тактично показывая всю неблаговидность лжи, её взаимосвязь с трусостью, лицемерием. Весьма эффективным средством борьбы с проявлением лжи является общественное мнение ученического коллектива. Но здесь мастер и актив группы должны действовать только наверняка, обеспечить осуждение поступка подавляющим большинством группы. В противном случае результаты будут обратными.
Особую группу составляют учащиеся, поведение которых характеризуется отсутствием желания и привычек к трудовому усилию - ленью.
С ленью нужно бороться беспощадно. Лучше всего и прежде всего, осуществляется в коллективной трудовой деятельности в бригадах, в звеньях. Вместе с тем мастеру важно подмечать и поощрять проявляющиеся стремления к улучшению, побуждать в ленивом учащемся потребность трудиться, развивать его интерес, приучать находить радость и удовлетворение в достигнутом. Но главное - это сплоченный и работоспособный коллектив группы. В таком коллективе, как правило, лодырей нет, у них просто нет "питательной среды.
Читайте также:
Сочетаемостные возможности слова. Мотивированные и немотивированные слова
Словарный состав русского языка представляет собой определенную систему, так как слова в нем находятся в разнообразных связях. Будучи обозначениями предметов и явлений объективной действительности, словарные единицы прежде всего отражают связи, существующие между предметами и явлениями самой де ...
Концепция "Воспитание петербуржца XXI века"
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Район, где ...
Особенности применения игр при подготовке учащихся к семейной жизни
Прошедшие несколько лет – первых в педагогической жизни нового курса «Этика и психология семейной жизни» - отчётливо показали как необходимость этой дисциплины, так и весьма большие трудности в её преподавании. Не вдаваясь в подробный анализ всех этих трудностей, хотелось бы указать только на одну, ...