Цель и задачи исследования Характеристика состава экспериментальной и контрольной группы

Современное образование » Влияние наглядно-действенного мышления детей младшего дошкольного возраста на их взаимодействие со сверстниками » Цель и задачи исследования Характеристика состава экспериментальной и контрольной группы

Страница 1

Наглядно-действенное мышление - форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая, прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, в котором отношения между элементами проблемной ситуации предстают в достаточно схематизированном виде.

Многие исследователи (Поддъяков Б.М., Теплов С.Л. и др.) подчеркивали, что необходимость наглядно-действенного мышления возникает не только при слабом развитии других форм мышления, что имеет место у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Эти формы могут быть достаточно развитыми. Однако решение определенных задач в ряде случаев не может быть осуществлено средствами лишь понятийного или образного мышления без участия практических действий, а требует реальных преобразований объекта, в процессе которых выявляются его внутренние связи.

До недавнего времени ученые, исследуя детей, и развитие их мышления выясняли общие, универсальные закономерности развития мышления ребенка, общий уровень, пытались установить единую норму его развития для всех детей.

Немаловажное значение имеет проблема значения того или иного вида деятельности, того или иного фактора культуры в развитии мышления ребенка. Нет возможности выявить в чистом виде влияние того или иного фактора на формирование мышления. Однако путем сопоставления можно сравнить мышление детей посещавших и не посещавших детский сад, чтобы в чистом виде изучить влияние воспитания и обучения в дошкольных учреждениях на мышление: выявить роль различного ряда задач дидактических компьютерных игр в формировании детского мышления.

Обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях осуществляется по традиционным программам. Основные принципы построение программы -систематичность, доступность, последовательность подачи знаний. Существенным недостатком такого общения является то, что знания детям сообщаются в готовом виде, практически отсутствуют проблемные ситуации, способствующие развитию мышления у детей. Дети в основном решают разные типы задач по наглядному образцу. При таком обучении ребенок конечный результат своей деятельности сравнивает, в общем, с образцом, затрудняясь в анализе результатов каждого произведенного действия.

У ребенка дошкольника должно быть развито в достаточной степени и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Ребенок может оценить каждый акт преобразования продукта деятельности с точки зрения поставленной задачи лишь в том случае, если он мыслями выделяет образец. Ведь прежде чем убрать или наоборот включить тот или иной элемент, необходимо определить, входит ли он в состав этого мысленно представленного предмета или не входит. После такой оценки ребенок отбрасывает этот элемент или добавляет. Таким образом, используемый в данном виде общения такой способ решения задач может осуществляться лишь при достаточном развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.

Методика исследования Г.И. Минской была построена по принципу переноса, разработанному А.Н. Леонтьевым и А.В. Запорожцем. Материалом служили задачи на установление простейших механических связей и отношений в различных условиях. Полученные данные показывают определенную последовательность в развитии различных форм мышления в дошкольном возрасте. Г.И. Минская обнаружила четыре типа ориентировочно-исследовательской деятельности. Эффективность решения задач в наглядно-действенном плане существенно зависит от характера ориентировочно-исследовательской деятельности детей, в отношении предметных условий задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Сущность понятия «развивающая среда»
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно ...

Особенности формирования этнокультуры дошкольников в педагогическом процессе дидактической игры
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, ...

Методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с достопримечательностями родного края
Как было указано выше, патриотическое воспитание дошкольников и пробуждение у них любви к родному краю наиболее успешно осуществляются при комплексном подходе к решению этой проблемы (Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова). Невозможно говорить о воспитании любви к родному краю без сообщени ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru