«Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Современное образование » Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста » «Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Страница 2

Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он предавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, отмечал, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, когда его заставляют играть.

К. Д. Ушинский указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Теория игры также складывалась под влиянием на нее взглядов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.

Н. К. Крупская в ряде работ подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка, не однократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста: требовала, чтобы жизнь детей детского сада была наполнена разнообразными играми и забавами, необходимыми для здоровья детей и их правильного развития. Она предавала им особое значение в игре, в деле воспитания коллективических чувств Н. К. Крупская считала, что главное в игре - постановка цели. Также должно быть построение плана игры. Крупская призывала изучать игры разных народов. Считала, что игры детей должны быть интересными, а игры возбуждающие у детей нежелательные чувства, необходимо отводить, как опасные игры.

Эти идеи на практике были развиты и реализованы А.С.Макаренко. Он считал, что игра – это подготовка к работе, нет резкой разницы между игрой и трудом. Он вывел различие игры и труда: труд дает материальную базу, игра – нет. А. С. Макаренко наметил ряд ступеней в развитии игры, а на каждом этапе – определенные задачи руководства.

Крупская и Макаренко рассматривали игру, как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. В истории зарубежной и русской педагогической науке сложилось два направления использования игры в воспитании ребенка:

-для всестороннего гармонического развития,

- в узкодидактических целях.

Педагог - демократ. Ян Амос Каменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям. Он советовал взрослым внимательно относиться к играм детей, разумно руководить ими, так как игра, средство всестороннего, гармонического развития, условие радостного детства.

Дидактическое направление наиболее полно было представлено в педагогике Ф. Фребеля. Его взгляды на игру отражали религиозно – мистические основы педагогической истории. Им разработаны подвижные, дидактические игры, игры «с дарами». Но игры были чужды, непонятны детям, они играли в основном по указанию взрослых.

М. Монтессори также разрабатывала дидактические игры и упражнения с различными материалами.

В английских и американских детских учреждениях используется в основном дидактическое направление игры по выше указанным теориям.

Значительный вклад в разработку теории игры внес П. Ф. Лесгафт. Он уделял основное внимание, физическому воспитанию детей, рассматривая игру как упражнение, при посредстве, которого ребенок готовиться к жизни. П.Ф. Лесгафт также подчеркивал большое значение «подражательных» игр (7.С.102).

Взгляды на игру Е.И.Тихеевой для теории игры представляет интерес. Она рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем, как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. В ее детском саду были игры двух видов:

- свободные игры, стимулированные окружающей средой (в том числе и педагогической).

- игры, организованные педагогом, игры с правилами.

Е.И.Тихеева подчеркивала значение роли дидактической игры, ею разработано много игр этого вида.

Таким образом, теория игровой деятельности имеет глубокие истоки: на протяжении от глубокой древности до наших дней, игра заслуживала и заслуживает внимание выдающихся педагогов, которые вносят свой вклад в развитие теории игры, раскрывают ее сущность.

Экспериментальные исследования выявили, что игра воздействует на поведение дошкольника, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребенком произвольными формами поведения. Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, в ней переплетаются реальность и вымысел. В игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра выступает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности. Кроме этого, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые но и реальные отношения, способствует социальному развитию детей.

Страницы: 1 2 


Читайте также:

Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников
Для использования современных информационных технологий в учебном процессе мы: Обеспечили учебный процесс ноутбуками и мультимедиа-проекторами, Пополнили школьную медиатеку. Создали компьютерный методический кабинет для учителей и индивидуальной научно-исследовательской деятельности участников обра ...

Методика изучения табличных случаев умножения и деления
Тема «Умножение и деление чисел в пределах 100» является одной из основных тем начального курса математики. Изучается она во 2-м и 3-м классе. Знанию таблицы умножения всегда придавали большое значение. Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу умножения, но и поняли принципы ...

Причины, симптомы и виды заикания
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru