Диагностика уровня развития патриотизма у старших дошкольников

Страница 1

Для определения уровня сформированности представлений старших дошкольников о родном крае было исследовано 20 детей старшей группы № 12 ДУ № 13 " Колокольчик" города Рогачева и 20 детей старшей группы № 3 Приднепровского УПК.

С целью диагностики уровня развития патриотизма как нравственного каечства у старших дошкольников применялись следующие методы: наблюдение, анализ содержания вопросов детей воспитателю, анализ детских рисунков, беседа с детьми.

При этом учитывалось, что признаками проявления у детей патриотизма является наличие следующих компонентов:

Ø когнитивного;

Ø эмоционально-чувственного;

Ø деятельностно-практического.

Психологами и педагогами установлено, что развитие интереса к каким-либо явлениям, предметам тесно связано с наличием знаний об этих явлениях или предметах. Поэтому прежде, чем изучать интересы детей, была поставлена задача выявить знания старших дошкольников о родном крае.

ü название своей страны, столицы Беларуси, своей области и областного центра;

ü знания символики родного города;

ü некоторые исторические сведения, достопримечательности родного города;

ü личностное отношение к родному краю.

При разработке методики и инструментария исследования знаний и интересов детей с целью получения более достоверной информации мы старались учитывать такие психологические особенности дошкольников, как внушаемость, подражательность, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления, невысокая устойчивость и сосредоточенность внимания, быстрая утомляемость и др. В исследовании были использованы:

1. Индивидуальные беседы по вопросам (о названии страны, её столицы, области и областном центре).

2. Практические задания (игры "Где находится памятник?", "Найди свой флаг" и "Сложи герб").

3. Словесные задания (индивидуальные вопросы по теме: "Мой любимый Рогачев").

4. Беседы по картинкам, изображающим достопримечательные места родного города, посещение патриотического уголка, конкурс рисунков.

5. Анализ детских рисунков.

Работа была разделена на 4 блока:

Ø "Моя Родина – Беларусь".

Ø "Родной город".

Ø "Символика родного города".

Ø "Личностное отношение к родному краю".

С целью определения уровня развития у детей представлений о родной стране была проведена беседа на тему: "Моя Родина – Беларусь". Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком по следующим вопросам:

- как называется страна, в которой ты живешь?

- как называется столица Беларуси?

- в какой области ты живешь?

- название областного центра?

Предварительно было проведено посещение патриотического уголка, рассматривание альбома "Моя Беларусь", "Наш Минск".

Ответы детей оценивались следующим образом: полный развернутый ответ – 3 балла, ответ неполный, с уточнениями педагога – 2 балла, на поставленный вопрос отвечает с трудом, в основном неверно – 1 балл.

В ходе беседы выяснилось, что в экспериментальной группе все дети знают название страны, в которой они живут, больше половины знают название столицы Беларуси, не все дошкольники могут ответить правильно на вопросы: в какой области ты живешь?, как называеся областной центр?

При посещении патриотического уголка и рассматривании альбома "Наш Минск" Андрей А. рассказал, что он вместе с родителями ездил в Минский зоопарк и папа ему говорил, что Минск – столица Беларуси, а мы – белорусы.

В контрольной группе показатели более высокие, т.к. многие дети ездили в Минск в цирк, в зоопарк, на новогоднюю елку. Практически все знают название своей области, и только несколько ребят затруднились назвать областной город, не проявляли интереса к беседе, отвлекались.

С целью определения уровня развития у детей представлений о родном городе была проведена игра "Где находится памятник?" (см. Приложение Г). Предварительно была проведена беседа, просмотрен видеофильм" Мой Рогачев".

Ответы детей оценивались следующим образом: задание выполнено полностью, без ошибок – 3 балла, задание выполнено частично, с подсказкой педагога – 2 балла, задание выполнено неверно – 1 балл.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Классификация видов самостоятельной работы учащихся
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя ...

Анализ реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших школьников через использование современных информационных технологий
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности познавательного интереса у младших ш ...

Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся
На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему. Под системой самостоятельных работ понимают, прежд ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru