Диагностика уровня развития патриотизма у старших дошкольников

Страница 1

Для определения уровня сформированности представлений старших дошкольников о родном крае было исследовано 20 детей старшей группы № 12 ДУ № 13 " Колокольчик" города Рогачева и 20 детей старшей группы № 3 Приднепровского УПК.

С целью диагностики уровня развития патриотизма как нравственного каечства у старших дошкольников применялись следующие методы: наблюдение, анализ содержания вопросов детей воспитателю, анализ детских рисунков, беседа с детьми.

При этом учитывалось, что признаками проявления у детей патриотизма является наличие следующих компонентов:

Ø когнитивного;

Ø эмоционально-чувственного;

Ø деятельностно-практического.

Психологами и педагогами установлено, что развитие интереса к каким-либо явлениям, предметам тесно связано с наличием знаний об этих явлениях или предметах. Поэтому прежде, чем изучать интересы детей, была поставлена задача выявить знания старших дошкольников о родном крае.

ü название своей страны, столицы Беларуси, своей области и областного центра;

ü знания символики родного города;

ü некоторые исторические сведения, достопримечательности родного города;

ü личностное отношение к родному краю.

При разработке методики и инструментария исследования знаний и интересов детей с целью получения более достоверной информации мы старались учитывать такие психологические особенности дошкольников, как внушаемость, подражательность, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления, невысокая устойчивость и сосредоточенность внимания, быстрая утомляемость и др. В исследовании были использованы:

1. Индивидуальные беседы по вопросам (о названии страны, её столицы, области и областном центре).

2. Практические задания (игры "Где находится памятник?", "Найди свой флаг" и "Сложи герб").

3. Словесные задания (индивидуальные вопросы по теме: "Мой любимый Рогачев").

4. Беседы по картинкам, изображающим достопримечательные места родного города, посещение патриотического уголка, конкурс рисунков.

5. Анализ детских рисунков.

Работа была разделена на 4 блока:

Ø "Моя Родина – Беларусь".

Ø "Родной город".

Ø "Символика родного города".

Ø "Личностное отношение к родному краю".

С целью определения уровня развития у детей представлений о родной стране была проведена беседа на тему: "Моя Родина – Беларусь". Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком по следующим вопросам:

- как называется страна, в которой ты живешь?

- как называется столица Беларуси?

- в какой области ты живешь?

- название областного центра?

Предварительно было проведено посещение патриотического уголка, рассматривание альбома "Моя Беларусь", "Наш Минск".

Ответы детей оценивались следующим образом: полный развернутый ответ – 3 балла, ответ неполный, с уточнениями педагога – 2 балла, на поставленный вопрос отвечает с трудом, в основном неверно – 1 балл.

В ходе беседы выяснилось, что в экспериментальной группе все дети знают название страны, в которой они живут, больше половины знают название столицы Беларуси, не все дошкольники могут ответить правильно на вопросы: в какой области ты живешь?, как называеся областной центр?

При посещении патриотического уголка и рассматривании альбома "Наш Минск" Андрей А. рассказал, что он вместе с родителями ездил в Минский зоопарк и папа ему говорил, что Минск – столица Беларуси, а мы – белорусы.

В контрольной группе показатели более высокие, т.к. многие дети ездили в Минск в цирк, в зоопарк, на новогоднюю елку. Практически все знают название своей области, и только несколько ребят затруднились назвать областной город, не проявляли интереса к беседе, отвлекались.

С целью определения уровня развития у детей представлений о родном городе была проведена игра "Где находится памятник?" (см. Приложение Г). Предварительно была проведена беседа, просмотрен видеофильм" Мой Рогачев".

Ответы детей оценивались следующим образом: задание выполнено полностью, без ошибок – 3 балла, задание выполнено частично, с подсказкой педагога – 2 балла, задание выполнено неверно – 1 балл.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Особенности внимания в младшем школьном возрасте
Внимание – это психический процесс, обязательно присутствующий при познании детьми окружающего мира и проявляется, обычно, в сосредоточенности и направленности психики на конкретных объектах. Из потока информации, которая непрерывно идёт из окружающего их мира, лишь благодаря работе внимания дети в ...

Практический опыт педагогического сопровождения коллективной творческой деятельности учащихся
Коллективные творческие дела (далее – КТД) – это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях [13, 178]. Организационными постулатами и методическими идеями технологии КТД являются: • с ...

Особенности развития мыслительных операций дошкольников с нарушением зрения
Мышление является высшей формой отражения действительности и одновременно разрешения проблемных ситуаций, поэтому от уровня его развития существенно зависит приспособление к жизни, социальная адаптация человека. Наиболее характерной особенностью мышления детей дошкольного возраста с нарушением зрен ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru