Для определения уровня сформированности представлений старших дошкольников о родном крае было исследовано 20 детей старшей группы № 12 ДУ № 13 " Колокольчик" города Рогачева и 20 детей старшей группы № 3 Приднепровского УПК.
С целью диагностики уровня развития патриотизма как нравственного каечства у старших дошкольников применялись следующие методы: наблюдение, анализ содержания вопросов детей воспитателю, анализ детских рисунков, беседа с детьми.
При этом учитывалось, что признаками проявления у детей патриотизма является наличие следующих компонентов:
Ø когнитивного;
Ø эмоционально-чувственного;
Ø деятельностно-практического.
Психологами и педагогами установлено, что развитие интереса к каким-либо явлениям, предметам тесно связано с наличием знаний об этих явлениях или предметах. Поэтому прежде, чем изучать интересы детей, была поставлена задача выявить знания старших дошкольников о родном крае.
ü название своей страны, столицы Беларуси, своей области и областного центра;
ü знания символики родного города;
ü некоторые исторические сведения, достопримечательности родного города;
ü личностное отношение к родному краю.
При разработке методики и инструментария исследования знаний и интересов детей с целью получения более достоверной информации мы старались учитывать такие психологические особенности дошкольников, как внушаемость, подражательность, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления, невысокая устойчивость и сосредоточенность внимания, быстрая утомляемость и др. В исследовании были использованы:
1. Индивидуальные беседы по вопросам (о названии страны, её столицы, области и областном центре).
2. Практические задания (игры "Где находится памятник?", "Найди свой флаг" и "Сложи герб").
3. Словесные задания (индивидуальные вопросы по теме: "Мой любимый Рогачев").
4. Беседы по картинкам, изображающим достопримечательные места родного города, посещение патриотического уголка, конкурс рисунков.
5. Анализ детских рисунков.
Работа была разделена на 4 блока:
Ø "Моя Родина – Беларусь".
Ø "Родной город".
Ø "Символика родного города".
Ø "Личностное отношение к родному краю".
С целью определения уровня развития у детей представлений о родной стране была проведена беседа на тему: "Моя Родина – Беларусь". Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком по следующим вопросам:
- как называется страна, в которой ты живешь?
- как называется столица Беларуси?
- в какой области ты живешь?
- название областного центра?
Предварительно было проведено посещение патриотического уголка, рассматривание альбома "Моя Беларусь", "Наш Минск".
Ответы детей оценивались следующим образом: полный развернутый ответ – 3 балла, ответ неполный, с уточнениями педагога – 2 балла, на поставленный вопрос отвечает с трудом, в основном неверно – 1 балл.
В ходе беседы выяснилось, что в экспериментальной группе все дети знают название страны, в которой они живут, больше половины знают название столицы Беларуси, не все дошкольники могут ответить правильно на вопросы: в какой области ты живешь?, как называеся областной центр?
При посещении патриотического уголка и рассматривании альбома "Наш Минск" Андрей А. рассказал, что он вместе с родителями ездил в Минский зоопарк и папа ему говорил, что Минск – столица Беларуси, а мы – белорусы.
В контрольной группе показатели более высокие, т.к. многие дети ездили в Минск в цирк, в зоопарк, на новогоднюю елку. Практически все знают название своей области, и только несколько ребят затруднились назвать областной город, не проявляли интереса к беседе, отвлекались.
С целью определения уровня развития у детей представлений о родном городе была проведена игра "Где находится памятник?" (см. Приложение Г). Предварительно была проведена беседа, просмотрен видеофильм" Мой Рогачев".
Ответы детей оценивались следующим образом: задание выполнено полностью, без ошибок – 3 балла, задание выполнено частично, с подсказкой педагога – 2 балла, задание выполнено неверно – 1 балл.
Читайте также:
Введение понятий вектор, матрица
Пусть дан вектор на координатной плоскости. Как его можно записать? (Координатами (х,у).) А в пространстве? (x,y,z)А в каком пространстве живем мы? (4, (x,y,z,t)). Пара чисел (x,y) называется двухмерным вектором, тройка чисел (x,y,z) - трехмерным, (x,y,z,t)- четырехмерным. Их вводят для краткости з ...
Лекция на разных этапах изучения произведения
Применение учебной лекции при изучении обзорных тем в старших классах имеет свою специфику. Обзор—это следствие, вывод, изложение обозрения, т. е. видного со- всех сторон, рассмотренного в общем виде, и довольно краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений. При изучении обзорны ...
Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
творческое воображение ребенок дошкольный Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой ...