Педагогические идеи В.А. Сухомлинского

Современное образование » История педагогической мысли » Педагогические идеи В.А. Сухомлинского

Страница 1

“Глубоко уважая науку и ученых, я всегда считал себя только практиком, народным учителем”, - писал В. А. Сухомлинский. Эту мысль он сформулировал за несколько лет до смерти, когда уже пользовался репутацией одного из ведущих деятелей советской педагогики. "Многолетний опыт дает мне право утверждать ." - такой рефрен стал его главным педагогическим принципом.

В понятие "многолетний опыт" он включал не только свой сугубо индивидуальный опыт, но и опыт руководимого им педколлектива, достижения сотен учителей, с которыми сталкивался в личном общении, наконец, множество проработанных им трудов, сквозь призму которых осмысливал свою собственную деятельность народного учителя.

Знакомясь с творческим наследием человека, снискавшего славу корифея педагогики, современники, а тем более потомки вправе рассчитывать, что они найдут в его трудах, прежде всего оригинальную методологическую концепцию. Ибо представить себе сколько-нибудь крупный вклад в развитие науки без соответствующего методологического обеспечения невозможно.

Парадокс? Король-то вроде бы голый? Именно так оценивали ситуацию некоторые чересчур торопливые и поверхностные исследователи. Тот факт, что в работах Сухомлинского имеются "нечеткие, спорные, а то и просто ошибочные положения", как будто бы подтверждают мнение о методологической бедности его педагогического наследия.

Да, необоснованных и порой даже ошибочных положений у него, к сожалению, встречается немало. Это исторический факт, от которого, как говорится, никуда не денешься. Нравится нам это или не нравится, игнорировать или затушевывать такие факты недопустимо. Но важно осмыслить, понять, прочувствовать его ведущие теоретические идеи.

В. А. Сухомлинским был разработан и успешно реализован новый исследовательский метод в педагогике - эксперимент, характеризующийся единством трех компонентов: целостности, коллективного творчества и длительности. Именно благодаря применению этого метода в исследовании проблем воспитания всесторонне развитой личности и были достигнуты результаты, которые ознаменовали значительный вклад в развитие теории педагогики.

Причем, теоретические идеи он апробировал в непосредственной практической работе.

В. А. Сухомлинский первым заговорил о ведущей роли воспитания в формировании духовно богатой личности, о том, что без духовности не может быть социально-экономического прогресса.

В этой связи В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что педагогика должна стать наукой для всех. Много внимания уделял он организации педагогического просвещения. В Павлышской средней школе организовал родительский университет, куда родители записывались за два года до поступления их ребенка в школу и занимались регулярно вплоть до окончания школы детьми. Курс обучения в университете рассчитан на 250 часов. Программа охватывает все основные разделы теории воспитания и педагогической психологии. Особое внимание уделяется характеристике школьных возрастов, теории личности, физическому, умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей. Этот университет посещали 98% родителей, и он играл существенную роль в повышении уровня культуры семейного воспитания.

В. А. Сухомлинский верит в силу воспитания, но подчеркивает, что успех его зависит от глубокого проникновения в духовный мир школьника" . Три тысячи семьсот страниц в записных книжках, которые я веду всю свою учительскую жизнь . Каждая страница посвящена одному человеку - моему ученику. Три тысячи семьсот учебных судеб. Здесь почти все взрослое население нашего села. Недавно мне захотелось полистать эти страницы . Каждый ребенок был миром особым, уникальным".

Сухомлинский отмечал, что педагог обязан этот мир знать, ибо процесс воспитания выражается в единстве их идеалов, интересов, мыслей, переживаний.

Идеал воспитания Сухомлинский видит в гармонической нравственно чистой личности. И поэтому он обращает серьезное внимание на гармонию педагогических воздействий. Нет ничего в мире сложнее человека, и воздействовать на него единичным средством невозможно. Гармония педагогических воздействий - это коренная, основополагающая закономерность воспитания. "Любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет сотни других воздействий", - пишет В. А. Сухомлинский.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Функции лексикона
Лексика ̶ один из аспектов изучения языка, наряду с грамматикой, аудированием, письмом, говорением и чтением. Лексика ̶ это костяк языка и человек, обладающий большим запасом слов, не испытывает трудностей в различных видах речевой деятельности. В школьной программе указывается лексически ...

Разработка ролевых игр обучающего характера
Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие компоненты: Картина моделируемого мира; Правила игры; Командные и (или) индивидуальные вводные. От того, насколько продуман этот этап подготовки игры, зависит весь ход игры. Картина моделируемого м ...

Нормативная модель новообразований личности учащихся, как ожидаемого результата
В процессе проведённой воспитательной работы у учащихся должна появиться заинтересованность в знаниях о морали, в формировании моральных норм. Через практические занятия дети обогатят свой опыт нравственного поведения, они вооружатся знаниями о морали, формировании моральных норм. Клубные часы обог ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru