Психолого-педагогические основы формирования социального кругозора школьника в процессе изучения модуля «Информационные ресурсы»

Страница 2

Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:

– методы формирования сознания;

– методы формирования поведения;

– методы формирования чувств и отношений.

Это тоже широко распространенная классификация.

Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно.

1. Сознание как знание и понимание – это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений [1].

2. Метод убеждения в воспитании – это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов [1].

Он является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов, которых в сознании учащегося, в его тезаурусе раньше не имелось, или для актуализации имеющихся знаний

Самоутверждение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях.

Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями школьника о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.

Методы организации деятельности и формирования поведения – это практические методы.

Человек – субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека. Более подробно остановимся на методе упражнений.

Метод упражнений – это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых, и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения.

Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.

Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать – значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др. [1].

Таким образом, именно в ходе подросткового возраста происходит становление стержневых, избирательных интересов. Подростковый возраст характеризуется чрезвычайной деятельностью, практической ориентированностью, с одной стороны, и эмоциональностью, с другой стороны, вследствие чего активизацию познавательной деятельности целесообразно осуществлять на основе практических методов, опираясь на стремление подростков к углубленному самопознанию, связанное с эффектом «взрослости», на способность к адекватной самооценки, можно получить показатели активизации познавательного процесса школьников в сочетании с личностным самосовершенствованием. С такой постановкой проблемы тесно связан вопрос о развитии познавательной активности подростков.

Страницы: 1 2 


Читайте также:

Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников
Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о ра ...

Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте
Долгое время об уровне умственного развития ребёнка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму его "умственного инвентаря", который выявляется в словарном запасе. Ещё и теперь некоторые родители (а порой и педагоги) думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем он больше ра ...

Рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения
А.К. Маркова предлагает следующие рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно пре ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru