Методические аспекты расширения социального кругозора школьника в процессе изучения модуля "Информационные ресурсы" на основе применения игровых технологий при обучении информатики

Современное образование » Методические аспекты расширения социального кругозора школьника в процессе изучения модуля "Информационные ресурсы" на основе применения игровых технологий при обучении информатики

В условиях развития информатизации общества происходят кардинальные изменения в процессе обучения и воспитания. Именно поэтому различные аспекты бурно развивающегося процесса информатизации образования в последние годы становятся объектами всё более пристального внимания со стороны не только научных работников: социологов, психологов, педагогов, но и воспитателей-практиков. По сути, информатизация должна носить всё более социальный характер и особую важность приобретает сегодня гуманистическая ориентация процесса информатизации образования.

Современному растущему человеку всё труднее войти в мир, помещающий человека на грань выживания, а учителю всё труднее осуществлять свою деятельность по социализации и воспитанию нравственных черт, соответствующих представлениям об общечеловеческих ценностях, что приводит нас к необходимости не только решения проблем адаптации, но и, возможно, построения новой системы воспитательной работы в школе, обусловленной необходимостью формирования нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, привычек, правил и норм поведения в условиях нового общества, опираясь на процесс его информатизации, влияющего на формирование информационного образа жизни.

Информатизация общества породила комплекс новых проблем, стоящих перед учёными и педагогами-практиками и требующих разработки методик осуществления воспитательной деятельности. Наряду с традиционными функциями: преобразующей, информационной, коммуникативной, организационной, демонстрационной, сегодня, в условиях нестабильного и неблагополучного социума, воспитательная деятельность школьного учителя приобретает и дополнительные функции, ранее свойственные коррекционной педагогике: функции адаптации и реабилитации, что дает возможность корректировать условия развития учащихся из разных социальных групп.

Появление и широкое распространение информационных и коммуникационных образовательных технологий, в том числе мультимедиа и Интернет позволяют использовать их в качестве средства общения, воспитания, интеграции учащегося в общество. Новые возможности открываются в области художественно-эстетического, экономического, политического и социального воспитания учащихся.

На современном этапе развития школьной информатики пришло понимание необходимости реализации интегрирующей, профессионально-ориентирующей, социализирующей, культуроформирующей функций дисциплины и решение задач социального воспитания. Решение частных задач воспитания нашло своё отражение во множестве авторских программ базового и профильного курсов информатики. Но, как правило, они ограничиваются воспитанием у учащихся нравственного отношения к информации, формировании установки на позитивную деятельность в информационном обществе, в духе недопустимости нарушения этических и нравственных норм работы с информацией. Таким образом, частично решая в курсе информатики одну из задач правового воспитания в аспекте применения средств ИКТ, мы забываем о решении других задач воспитания во всём комплексе проблем, связанных с информатизацией общества и её социальными последствиями. Налицо объективно сложившееся противоречие между острой необходимостью активизации работы в области социального воспитания в курсе информатики и ИКТ, информатизации воспитательного процесса на основе широкого применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и, фактически, отсутствием соответствующей методологии и соответствующих методик. Очевидно, что требуется переосмысление концепции курса школьной информатики и ИКТ с позиции системного решения задач социального воспитания; требуется активизация воспитательных возможностей курса информатики и ИКТ, а также разработка методик применения информационных и коммуникационных средств поддержки воспитательной работы в рамках единого информационного пространства школы.

Решение этой задачи возможно лишь на основе серьезных комплексных исследований психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, а также прогнозирования социальных последствий информатизации среднего образования.

Одна из сложностей проектирования продолжения образования по курсу информатики и ИКТ для конкретной старшей школы связана с существенной зависимостью его структуры и содержания от того уровня реализации этого курса, который был характерен для предыдущих ступеней образования. Очевидно, что именно это же обстоятельство будет определяющим и для школьника, который окажется в состоянии выбора. Кроме того, современное состояние информатики как школьной дисциплины не позволяет построить изучение таким образом, чтобы каждое теоретическое понятие и каждая прикладная технология изучались либо только в базовом курсе основной школе. Неизбежны возвраты и повторы (на более высоком уровне изучения). По этой причине курс информатики в старшей школе объективно тесно связан с курсом основной школы.

В силу указанных обстоятельств в данной главе при рассмотрении вопросов содержания и методики реализации целостного общеобразовательного курса информатики для старшей школы за основу взяты существенные школьные учебники информатики, претендующие на роль общеобразовательных и развивающих курс информатики основной школы.

Основные концептуальные положения, на основе которых выстраивается содержание базового общеобразовательного курса «Информатика ИКТ» для старшей школы:

– курс реализует продолжение базового курса информатики. Преемственность поддерживается на уровне общих содержательных линий, при опоре на знания и умения, полученные при изучении базового курса;

– курс не является узкоспециализированным. Основные цели курса – общеобразовательная и развивающая;

– технологические вопросы, имея в курсе должное отражение, не является его основой. Из технологических аспектов, в первую очередь, рассматриваются: технология работы с текстовой и графической информацией, технология хранения и поиска информации в базах данных, технология табличной обработки числовой информации;

– курс может быть построен как уровнево – дифференцированный, что соответствует требованиям современной школы и сделает его более «пластичным», гибким в реализации.

Объект исследования – обучение информатике и информационным и коммуникационным технологиям в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования – сущность и особенности обучения информатике и информационным и коммуникационным технологиям в средней школе в контексте расширения социального кругозора школьника.

Цель исследования – рассмотреть методические аспекты расширения социального кругозора школьника в процессе изучения модуля «Информационные ресурсы» на основе применения игровых технологий при обучении информатики.

Гипотеза исследования состоит в том, что:

1. В современных условиях социализация старшеклассников носит противоречивый характер, имеющий свои особенности, которые проявляются в усвоении специфических ценностных ориентации, социальных норм, стереотипов и навыков трудовой деятельности.

2. Процесс социализации старшеклассников осуществляется целым рядом социальных институтов – средства массовой информации и образование, семья, учреждения культуры и др.

3. Отсутствие единой государственной политики в отношении молодежи сдерживает формирование адекватных ориентиров в повседневной жизнедеятельности, затрудняет выработку адекватного социального поведения, способствует порой передаче ложных ценностей и убеждений.

4. Появление различных молодежных субкультур в рамках современной российской культуры влечет за собой зарождение различных вкусов, идей и ценностей в кругах молодежи (подростков-старшеклассников) и как следствие, является причиной распространения девиантного поведения среди юношества.

5. Грамотная социально-педагогическая работа, организация досуга старшеклассников обеспечат разрешение проблем социализации школьников.

Научно-практическая значимость работы состоит в выявлении социологической картины проблем социализации старшеклассников.

Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Рассмотреть философские и экономические проблемы информатизации общества;

2. Изучить психолого-педагогические основы расширения социального кругозора школьника в процессе изучения модуля «Информационные ресурсы»;

3. Раскрыть содержательный компонент обучения модулю «Информационные ресурсы» курса информатики и ИКТ в старшей школе

4. Рассмотреть игровые технологии использующие при обучении информатики.

Методологической основой явились труды следующих ученых: В.П. Беспалько, Г.А. Бордовского, Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, И.Н. Антипова, А.П. Ершова и др.


Читайте также:

Изображение пейзажа
Окружающая человека природа издавна волновала его, восхищала своей красотой, величием, помогала в его нелегкой жизни, защищала и укрывала, от врагов. Элементы пейзажа встречаются на украшениях стен гробниц и дворцов Древнего Востока. Многие сюжеты картин Мазаччо, Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланд ...

Средства формирования гуманистической направленности детей старшего дошкольного возраста
Чтобы гуманистическая ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, когда человек может четко формул ...

Методика сенсорного воспитания дошкольника
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru