Проблемы формирования гуманистической направленности в психолого-педагогической литературе

Современное образование » Педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре » Проблемы формирования гуманистической направленности в психолого-педагогической литературе

Страница 1

Система ценностей гуманизма во многом имеет историческую природу. Их содержание менялось от эпохи к эпохе, т. е. гуманизм с точки зрения ценностей исторически конкретен. Так, в 15 — 16-м веках это были ценности, характерные для идеологии буржуазии: свобода человеческой личности, право человека на наслаждение и удовлетворение земных потребностей.

Наряду с конкретно-историческими гуманизму присущи ценности общечеловеческие, «вечные». Гуманизм как интерес к человеку и возвышение человеческой личности встречается в разные времена и в разных цивилизациях. Например: нельзя стремиться к победе над Человеком; единственный способ разрешения трудностей между людьми — это согласие (Будда); относись к ближнему как к самому себе (учение Христа). Проблема данного исследования определила необходимость анализа «вечных» ценностей гуманизма, а также их соотношения с ценностями национальной культуры, так как именно ценности являются основой целей воспитания, которые в конечном счёте определяют и все другие компоненты воспитательного процесса: формы, методы и т. д.

Каково же содержание общечеловеческих ценностей гуманизма? В социальной этике и социальной философии как ведущая гуманистическая ценность выделяется идея свободы. Именно свобода индивида обусловливает другие социальные ценности — равенство, справедливость. Гуманизм ориентирован на потребности и интересы человека. Центральная ценность гуманизма — человек как «мера всех вещей». При этом человек рассматривается не как представитель массы, а как индивид, обладающий суверенностью.

Таким образом, в философии выделяют как «вечные» следующие гуманистические ценности: «человек как мера всех вещей», свобода, счастье, достоинство, справедливость и др.

Философские основания гуманистического воспитания традиционно рассматриваются как европейские, т. е. «латинский гуманизм». Действительно, слово humanitar использовал Цицерон, затем оно было возрождено К. Салютать и Л. Бруни для обозначения «человеколюбия» и «должного».

В эпоху Возрождения человек приобретает колоссальное значение, перестаёт быть синонимом низменного. Происходит становление личности как самостоятельного социального субъекта. По мнению 0.Козловой, развитие системы воспитания, сложившейся в рамках городского образа жизни, привело к становлению основ духовной жизни эпохи Возрождения, характеризующихся гуманистическим индивидуализмом. «Чем мрачнее было представление средних веков о мире, природе и греховной плоти, тем большие дифирамбы сложила им эпоха Возрождения. Воспитательная деятельность, соответственно, перестраиваясь, впитывала новые идеи, служила их проводником».

Философские ценности и установки европейского гуманизма оказали большое влияние на возникшую в середине 20-го века гуманистическую психологию. Например, идея ценности и уникальности человеческой личности, вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека является центральной как для К. Роджерса, так и для других представителей данного направления. Так, по мнению А. Маслоу, следует не апеллировать к чему-либо лежащему вне человека, а искать и находить основания всей системы ценностей в нём самом. С точки зрения автора, высшим идеалом является сама же личность, только полноценная, всесторонне реализовавшая себя, живущая в согласии с внутренней природой.

А. Маслоу выделяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; спонтанность; простота, естественность; центрированность на задаче, а не на себе; автономия; чувство сопричастности и единения с другими; более глубокие межличностные отношения и т. д.

Несколько иной подход к проблеме развития зрелой личности мы видим у В. Франкла. Самоактуализация — не конечное предназначение человека. У ребёнка надо воспитывать готовность к нахождению смысла жизни. Возможность осуществить смысл жизни уникальна, человек, который сможет её реализовать, неповторим. По мнению В. Франкла, человек осуществляет себя лишь в той мере, в какой ему удаётся осуществить смысл, найденный во внешнем мире.

Таким образом, для представителей гуманистической психологии характерно понимание целостности человека как меры всех вещей и как личности, обладающей априорной ценностью, способной к творчеству и самораскрытию.

По мнению исследователей, гуманистическая психология базируется на таких ценностях, как: уникальность человеческой личности; принятие другого человека, но не оценка и не осуждение; личная свобода; умение прогнозировать и контролировать собственную жизнь; умение жить настоящим, ценить каждый момент своей жизни; ответственность; независимость; умение преодолевать собственные защиты; свободная самодеятельность; самореализация природных импульсов, жизненных потребностей; взаимозависимость; сотрудничество; доверительность. Отвергаются как антигуманные такие ценности, как конкуренция, иерархия, контроль над другими людьми.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Педагогические идеи В.А. Сухомлинского
“Глубоко уважая науку и ученых, я всегда считал себя только практиком, народным учителем”, - писал В. А. Сухомлинский. Эту мысль он сформулировал за несколько лет до смерти, когда уже пользовался репутацией одного из ведущих деятелей советской педагогики. "Многолетний опыт дает мне право утвер ...

Определение инструментария для мониторинга развития подростка в процессе учебно-тренировочных занятий
В силу индивидуального характера многих программ дополнительного образования в идеале для каждого тренера необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи. Вместе с тем для облегчения создания таких методик тренерам целесообразно предложить общую схему (матри ...

Развитие устной речи как социальная и методическая проблема
Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духо ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru