Проблемы формирования гуманистической направленности в психолого-педагогической литературе

Современное образование » Педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре » Проблемы формирования гуманистической направленности в психолого-педагогической литературе

Страница 1

Система ценностей гуманизма во многом имеет историческую природу. Их содержание менялось от эпохи к эпохе, т. е. гуманизм с точки зрения ценностей исторически конкретен. Так, в 15 — 16-м веках это были ценности, характерные для идеологии буржуазии: свобода человеческой личности, право человека на наслаждение и удовлетворение земных потребностей.

Наряду с конкретно-историческими гуманизму присущи ценности общечеловеческие, «вечные». Гуманизм как интерес к человеку и возвышение человеческой личности встречается в разные времена и в разных цивилизациях. Например: нельзя стремиться к победе над Человеком; единственный способ разрешения трудностей между людьми — это согласие (Будда); относись к ближнему как к самому себе (учение Христа). Проблема данного исследования определила необходимость анализа «вечных» ценностей гуманизма, а также их соотношения с ценностями национальной культуры, так как именно ценности являются основой целей воспитания, которые в конечном счёте определяют и все другие компоненты воспитательного процесса: формы, методы и т. д.

Каково же содержание общечеловеческих ценностей гуманизма? В социальной этике и социальной философии как ведущая гуманистическая ценность выделяется идея свободы. Именно свобода индивида обусловливает другие социальные ценности — равенство, справедливость. Гуманизм ориентирован на потребности и интересы человека. Центральная ценность гуманизма — человек как «мера всех вещей». При этом человек рассматривается не как представитель массы, а как индивид, обладающий суверенностью.

Таким образом, в философии выделяют как «вечные» следующие гуманистические ценности: «человек как мера всех вещей», свобода, счастье, достоинство, справедливость и др.

Философские основания гуманистического воспитания традиционно рассматриваются как европейские, т. е. «латинский гуманизм». Действительно, слово humanitar использовал Цицерон, затем оно было возрождено К. Салютать и Л. Бруни для обозначения «человеколюбия» и «должного».

В эпоху Возрождения человек приобретает колоссальное значение, перестаёт быть синонимом низменного. Происходит становление личности как самостоятельного социального субъекта. По мнению 0.Козловой, развитие системы воспитания, сложившейся в рамках городского образа жизни, привело к становлению основ духовной жизни эпохи Возрождения, характеризующихся гуманистическим индивидуализмом. «Чем мрачнее было представление средних веков о мире, природе и греховной плоти, тем большие дифирамбы сложила им эпоха Возрождения. Воспитательная деятельность, соответственно, перестраиваясь, впитывала новые идеи, служила их проводником».

Философские ценности и установки европейского гуманизма оказали большое влияние на возникшую в середине 20-го века гуманистическую психологию. Например, идея ценности и уникальности человеческой личности, вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека является центральной как для К. Роджерса, так и для других представителей данного направления. Так, по мнению А. Маслоу, следует не апеллировать к чему-либо лежащему вне человека, а искать и находить основания всей системы ценностей в нём самом. С точки зрения автора, высшим идеалом является сама же личность, только полноценная, всесторонне реализовавшая себя, живущая в согласии с внутренней природой.

А. Маслоу выделяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; спонтанность; простота, естественность; центрированность на задаче, а не на себе; автономия; чувство сопричастности и единения с другими; более глубокие межличностные отношения и т. д.

Несколько иной подход к проблеме развития зрелой личности мы видим у В. Франкла. Самоактуализация — не конечное предназначение человека. У ребёнка надо воспитывать готовность к нахождению смысла жизни. Возможность осуществить смысл жизни уникальна, человек, который сможет её реализовать, неповторим. По мнению В. Франкла, человек осуществляет себя лишь в той мере, в какой ему удаётся осуществить смысл, найденный во внешнем мире.

Таким образом, для представителей гуманистической психологии характерно понимание целостности человека как меры всех вещей и как личности, обладающей априорной ценностью, способной к творчеству и самораскрытию.

По мнению исследователей, гуманистическая психология базируется на таких ценностях, как: уникальность человеческой личности; принятие другого человека, но не оценка и не осуждение; личная свобода; умение прогнозировать и контролировать собственную жизнь; умение жить настоящим, ценить каждый момент своей жизни; ответственность; независимость; умение преодолевать собственные защиты; свободная самодеятельность; самореализация природных импульсов, жизненных потребностей; взаимозависимость; сотрудничество; доверительность. Отвергаются как антигуманные такие ценности, как конкуренция, иерархия, контроль над другими людьми.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Сущность и специфика педагогического сопровождения в осуществлении коллективной творческой деятельности учащихся
Коллективное творчество – наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, чтобы оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, о ...

Система упражнений, обеспечивающая усвоение таблицы умножения и деления
Табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деления, учащиеся должны усвоить на уровне навыков. Основное средство выработки таких навыков – выполнение учащимися тренировочных упражнений. Если упражнения будут однотипными, повторяющимися, они могут вызвать потерю интереса у учащихся, поэт ...

Сказка как жанр русского фольклора
Сказка входит в нашу жизнь в раннем детстве. Тогда же формируется ее наивное восприятие. Неслучайно немецкий фольклорист К.Ю. Обенауэр замечал: "Дети знают, что такое сказки". В отличие от них, ученые по-прежнему спорят по этому поводу. Общим местом множества литературоведческих трудов, п ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru