Анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте активизации речи учащихся многозначных слов

Современное образование » Изучение многозначных слов в начальной школе » Анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте активизации речи учащихся многозначных слов

Страница 1

На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению зна­чений слов. Эта работа не только имеет практическую направ­ленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Учащиеся узнают, что слово может иметь несколько значений (многозначность), слова могут быть близкими (сино­нимы) или противоположными (антонимы) по смыслу. Одновре­менно школьники учатся различать классы (разряды) слов по значению предметности, признака или действия предмета в свя­зи с формами словоизменения (склонением и спряжением) и грамматическими признаками частей речи. Лексическая рабо­та применяется и в словарно-орфографических упражнениях (ус­воение слов с непроверяемыми написаниями по спискам для каждого класса).

Параллельно с изучением грамматики по программе даются задания, связан­ные с лексической работой, с выявлением изобразительных средств языка, со стилистикой речи и т. д. Так, в упражнении 9 учебника для 1 класса под редакцией А.В.Поляков, составленный по методике развивающего обучения, дается задание найти слова, употребленные в переносном значе­нии (подобные задания учащиеся выполняют с 1 класса в про­цессе работы над многозначностью слова). С переносным значе­нием слова связаны такие изобразительные средства, как образное сравнение и метафора. Ознакомление с образными сравнениями начинается в 1 классе и продолжается во 2 и 3 классах на все более усложняющемся материале. В 3 классе устанавливается, что для образных сравнений характерны особые присоедини­тельные слова (как, точно, будто, как будто, словно и др.), а также форма творительного падежа имен существительных— Змейкой вьется по земле легкая поземка.

Так в учебнике того же автора 4 класса задания на нахождение слов в переносном зна­чении подводят к обобщению имеющихся у детей сведений. В последующих упражнениях учебника предлагается находить слова в переносном значении при их наличии в дидактическом материале. Разумеется, из-за сложности материала далеко не во всех упражнениях даются подобные задания. Учитель всегда может организовать эту работу по своему усмотрению Важно, чтобы школьники на практическом уровне по­лучили представление о метафоре.

Для того чтобы ученики лучше понимали различие между образным сравнением и метафорой, после упражнения 12этогоучебника нуж­но дать пояснение: в метафорах не используются те присоеди­нительные слова, которые входят в структуру образных сравне­ний. Большое значение при работе с метафорой имеет выясне­ние сходства с предметом (признаком, действием), которое передается этим изобразительным средством: что значит «ржа­вый» лист, «кафтан» лета и т. п.

Сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Так первоклассники получают первоначальное пред­ставление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий их номинативной функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преоб­разующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания кур­са, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.

По программе дети вначале должны усвоить различение реальных предметов и их названий, знать но­минативную и назывную, функцию слова, затем познакомиться со словами, обозначающие предметы, явления, события, состояния, действия, признаки, ка­чества, научиться находить и впоследствии использовать языковые средства выразительности речи: употреблять слова в переносном значении; образные сравнения; слова, близкие и противоположные по значению; эмоциональную лек­сику, выражающую различные чувства (бабка — обидное сло­во, а бабушка, бабуля — слова, выражающие симпатию; вы­бор лексики зависит от отношения говорящего: симпатии или пренебрежения); экспрессивную лексику, различающуюся по сте­пени эмоционального напряжения (несчастье, горе, бедствие, катастрофа; крик, вопль, рев; жара, зной).

Страницы: 1 2


Читайте также:

Образование - основа развития личности
В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фак­тора становления и развития личности как ин­дивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в ко­торой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ...

Учёт возрастных особенностей учащихся при подготовке к семейной жизни
Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой представляется их роль для старшеклассников — юношей и девушек 14 - 17 лет, которые как раз в этом крайне сложном возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связ ...

Нормативная модель новообразований личности учащихся, как ожидаемого результата
В процессе проведённой воспитательной работы у учащихся должна появиться заинтересованность в знаниях о морали, в формировании моральных норм. Через практические занятия дети обогатят свой опыт нравственного поведения, они вооружатся знаниями о морали, формировании моральных норм. Клубные часы обог ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru