Экспериментальное исследование использования сюжетно-ролевой игры для формирования гуманистистической направленности отношения к миру детей

Современное образование » Педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре » Экспериментальное исследование использования сюжетно-ролевой игры для формирования гуманистистической направленности отношения к миру детей

Страница 2

Почти все дети сказали, что игра им понравилась. Однако оказались и те, кто возразил обратное. На вопрос почему, был получен ответ, что ведущий в их паре «все делал неправильно». Либо наоборот – возражали те, кто был ведущими, обвиняя «вагончиков» в том, что они нечестно подглядывали. А одна девочка вообще отказалась играть в игру после проигрыша. На воспрос «почему» ответила: «Я хочу другого ведущего». После проведения игры детям были заданы такие вопросы:

- почему, как вы думаете, некоторые пары проиграли? Почти все ответили, что «они жульничали» и «хотели быть первыми». Тогда был задан такой вопрос: получается, что жульничать нельзя – иначе проиграешь? Дети ответили положительно.

- почему некоторые пары выиграли? Ответ – «они все делали правильно», «старались», «правильно везли вагончик».

- страшно ли было вагончикам? Ответ однозначный – да. Другой вопрос «Почему»? Ответы такие: «Глаза потому что закрытые», «Вдруг упаду».

- довольны ли вы были своими «ведущими трамвайчиками»? Тут мнения детей разделились. Часть ответила «да» (причем меньшая). Другая часть возражала: «Он быстро бежал», «Мне было страшно», «Он все делал неправильно» и пр

Контрольный вопрос был такой: что нужно было сделать, чтобы выиграть в данной игре? В итоге дети приши к выводу, что не нужно нарушать правила, а ведущим нужно больше заботиться о вагончиках. Что было самое интересное дети сами предложили сыграть в эту игру еще раз с условием, что они будут теперь все делать правильно. И как это ни странно на финиш все пришли почти одновременно. В итоге все дружно решили, что проигравших нет.

Выводы могут быть такими. Дети охотно учавствовали в игре (особенно во второй). Наверное главным показателем того, что воспитательный эффект игры был достигнут – это то, что дети согласились сыграть в игру (причем сами предложили это) еще раз, но уже по правилам. А суть правила была в том, чтобы уважать своего партнера по игре (чтобы он не упал, не задел кубики), чтобы совместно достигать цели, не нарушать правила ради победы, заботиться о партнере по игре. В случае с «эльфами» эффект игры также был достигнут – дети убирали за других игрушки, а те, за кого эти игрушки убирали, помогали «эльфам» тем, что не «выдавали» их неаккуратность (иногда ведь эльфы) наступали на «спящих». Игра научила детей взаимопомощи, взаимообмену, щедрости.

В заключении отметим следующее. В целом мы можем отметить, что для гуманизма характерны: уникальность человеческой личности; принятие другого человека, но не оценка и не осуждение; личная свобода; умение прогнозировать и контролировать собственную жизнь; умение жить настоящим, ценить каждый момент своей жизни; ответственность; независимость; умение преодолевать собственные защиты; свободная самодеятельность; самореализация природных импульсов, жизненных потребностей; взаимозависимость; сотрудничество; доверительность.

Отвергаются как антигуманные такие ценности, как конкуренция, иерархия, контроль над другими людьми. Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Воспитание гуманности должно осуществляться через доверие, заботу, уважение, ответственность, этику, которые должны интериоризоваться в детскую психику благодаря таким средствам как игрушки, экскурсии, прогулки, беседы, и конечно же, творчество и игры.

Как показало исследование, роль сюжетно-ролевых игр в гуманистическом воспитании и становлении личности старших дошкольников является определяющей. Дело в том, что дошкольный возраст - это возраст, когда ребенок еще активно исследует мир и получает от него впечатления во многом благодаря эмоциональным впечатлениям. Каким образом ребенку можно привить такие высокие и общезначимые ценности гуманизма как справедливость, равенство, свобода, уважение личности, человеколюбие и пр., которые не так широко реализуются и во взрослой среде? И здесь на помощь приходит именно игра. Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Сочетаемостные возможности слова. Мотивированные и немотивированные слова
Словарный состав русского языка пред­ставляет собой определенную систему, так как слова в нем находят­ся в разнообразных связях. Будучи обозначениями предметов и яв­лений объективной действительности, словарные единицы прежде всего отражают связи, существующие между предметами и явлени­ями самой де ...

Педагогика в системе наук о человеке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Свое на ...

Обобщение результатов исследования
Обобщая результаты исследования, можно отметить, что гипотеза, выдвинутая мной, полностью подтвердилась. Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной школы идет успешнее, если: – содержание воспитания ориентированно на развитие лидерских качеств; – учителя начальной школ ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru