Особенности изучения темы "Непредельные углеводороды" на уроках химии

Современное образование » Методика изучения свойств и способов применения непредельных углеводородов » Особенности изучения темы "Непредельные углеводороды" на уроках химии

Страница 1

В задачу изучения раздела "Непредельные углеводороды" входит закрепление на новом материале основных положений теории строения и рассмотрение понятий о кратных связях между атомами углерода и обусловливаемых ими химических свойствах органических соединений. Учащиеся узнают о новых типах химических реакций органических веществ — реакциях присоединения и полимеризации. Дальнейшее развитие получит понятие структурной изомерии — наряду с изомерией углеродного скелета будет рассмотрена изомерия положения кратных связей, изомерия между веществами, принадлежащими к разным рядам углеводородов.

Электронная теория будет применена к разъяснению природы кратных связей (π-связи). Введение правила Марковникова при изучении химических свойств этиленовых углеводородов позволяет развить идею взаимного влияния атомов в молекулах на основе электронных представлений. Стереохимические представления пополнятся сведениями о пространственной цис-транс-изомерии, возникающей вследствие отсутствия свободного вращения атомов вокруг двойных связей. Значительно расширится объем понятия о гомологии и гомологических рядах. Здесь же впервые вводятся начальные понятия химии высокомолекулярных соединений.

Одновременно учащиеся должны получить знания прикладного характера. Непредельные соединения предстанут перед ними как основное сырье современного промышленного органического синтеза, они узнают о важных для народного хозяйства пластмассах и каучуках.

Подобно предыдущей теме, теоретические вопросы здесь не выделяются в особые разделы, а рассматриваются по ходу изучения гомологического ряда этилена. Природа двойной связи выясняется при изучении строения этилена, цис-транс-изомерия— в связи с характеристикой его гомологов. Сущность реакции присоединения, идущей с ионным разрывом связей, как в случае предельных углеводородов, может быть рассмотрена на уроке в ознакомительном плане вслед за изучением реакции присоединения бромоводорода, или же с ней учащиеся ознакомятся по учебнику.

При изучении строения углеводородов на примере этилена в представлении учащихся иногда создается противоречие: двойная связь прочнее ординарной, в то же время она реакционноспособнее. Необходимо разграничить эти явления. При образовании второй связи между атомами углерода выделяется дополнительная энергия, и общая суммарная связь поэтому становится более прочной. Но когда устанавливается вторая связь, энергии выделяется меньше, чем при образовании первой, и вторая связь оказывается менее прочной. За счет разрыва именно ее, а не обеих связей, проявляется реакционноспособность вещества.

Очень важно показать, что π -связь устанавливается в плоскости, перпендикулярной плоскости молекулы, и что при ее образовании осуществляется меньшее перекрывание электронных облаков, почему она и оказывается слабее обычной простой связи. Для большей убедительности вывода могут быть приведены дополнительно сведения об энергии образования связей.

Наиболее сложным в данном разделе будет вопрос о цис-транс-изомерии. В этом случае могут возникнуть трудности психологического порядка. Ранее развивалось положение о том, что свойства веществ зависят от порядка соединения атомов, у пространственных же изомеров порядок соединения один и тот же, а свойства разные. Прежде подчеркивалось, что структурная формула не отражает пространственного расположения атомов и ее можно писать по-разному, лишь бы сохранялся при этом порядок соединения атомов, здесь же при помощи структурных формул передают разное пространственное строение, хотя порядок соединения атомов остается неизменным. Как же относиться к прежним утверждениям? Путь здесь только один —раскрывать новые вопросы не как переучивание или даже уточнение ранее известного, а как углубление нашего познания, более полное выяснение причинно-следственных связей между явлениями. Да, свойства веществ зависят от порядка соединения атомов, это положение не подлежит пересмотру, но оно недостаточно. На первом этапе изучения химии мы не могли знать всех зависимостей, сейчас нам становится известной еще зависимость свойств от пространственного строения. И подобно тому, как порядок соединения атомов в молекулах выражается структурными формулами, очевидно, должен существовать и способ изображения разных пространственных структур молекул при одном и том же порядке соединения атомов в них.

Особенностью формирования понятий в данном разделе явится повышение роли дедукции. Конечно, формирование понятия о гомологическом ряде будет еще индуктивным, так как на первых порах требуется опытным путем установить, какие свойства присущи соединениям с двойной связью. Но уже в упражнениях на материале о гомологическом ряде учащиеся смогут дедуктивно подходить к определению свойств или строения веществ на основе установленной закономерности. Роль дедукции повышается при изучении диеновых углеводородов и ацетилена, где учащиеся выдвигают гипотезы о строении веществ и на этой основе характеризуют свойства веществ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Критерии отбора лексики
Мы не можем вводить новую лексику не ознакомившись подробно с критериями ее отбора. Эта тема порождает множество споров, но есть те критерии с которыми согласно подобающее большинство методистов. Перечислим подробно все эти критерии. Слова, образующие верхний, наиболее достоверный в статистическом ...

Современные подходы к определению содержания образовательной программы
Предусматриваемое программой содержание образование должно быть ориентировано на предоставление возможности узнавания имманентно (внутренне) содержащихся в предмете обучения образов явлений, фактов, отношений и для этого: востребовать субъектный опыт, задействовать сферу чувств, переживаний; основа ...

Содержание гуманистической направленности воспитания детей дошкольного возраста
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Гуманистическое воспитание старших дошкольников явл ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru