Особенности применения игр при подготовке учащихся к семейной жизни

Современное образование » Разработка системы межпредментых связей при подготовке учащихся к семейной жизни » Особенности применения игр при подготовке учащихся к семейной жизни

Страница 1

Прошедшие несколько лет – первых в педагогической жизни нового курса «Этика и психология семейной жизни» - отчётливо показали как необходимость этой дисциплины, так и весьма большие трудности в её преподавании. Не вдаваясь в подробный анализ всех этих трудностей, хотелось бы указать только на одну, по сути и являющуюся предметом рассмотрения данной работы : отсутствие соответствующего методического инструментария, который позволил бы без назидания или проповеди прописных истин открыть перед старшеклассниками сложные реалии их будущей семейной жизни. К сожалению (или к счастью), такой в полном смысле слова судьбоносный предмет, как супружеское и семейное счастье, невозможно объяснить ни на словах, ни тем более «на пальцах», а апелляция учителя к собственному, не всегда удачному опыту построения семейной жизни часто ставит его в просто неловкое положение, поскольку юноши и девушки в большинстве своем абсолютно уверены в том, что действительно чему-то научить может только тот, кто сам имеет семью. Добавим к этому, что усвоение азов семейных отношений – далеких и абстрактных в этом возрасте – требует совершенно особого уровня включенности в материал, той самой включенности, которая так легко достигается в других предметах за счет грозных напоминаний об аттестате и отметках в нем. Увы, оценки за успеваемость в науке семейного счастья выставляет не школа, а жизнь – та самая «настоящая» жизнь, которая кажется старшеклассникам и манящей, и весьма - весьма отдаленной.

Итак, эта работа посвящена изложению психологических методов в подготовке молодежи к семейной жизни.

Важный момент, обусловивший подбор методик, - это фактор времени. Работа с большинством профессиональных психодиагностических методик требует значительных временных затрат. Так, например, заполнение обычного опросника занимает 40-45 минут – и это только заполнение, а ведь есть еще интерпретация! – в то время как урок ограничен. В связи с этим мы сознательно ограничились методиками, требующими не более 25 минут на заполнение и обработку, причем обработку, которую могут (и должны, как это будет объяснено далее) совершать сами старшеклассники, тогда как направления общей интерпретации и результатов предъявляются учителем так, чтобы каждый из учеников опять-таки индивидуально мог оценить себя.

Однако практика нашего преподавания показала, что и 25 минут – это часто слишком много в масштабах урока, который в этом случае может быть сведен только лишь к коллективному обсуждению результатов психодиагностики. И все-таки это необходимо делать за счет применения так называемых тестов – шуток или психологических игр, которые появляются на страницах популярных газет и журналов, названных в работе любительскими тестами. Они необходимы для объективации, выявления и выражения отдельных слагаемых личности будущего семьянина, предоставления так необходимой старшеклассникам сторонней и непредвзятой информации к размышлению о себе и, наконец, для создания двух важнейших составляющих эффективного преподавания – необходимого эмоционального тонуса и должной мотивации учащихся.

Скажу несколько слов об активных методах социально-психологической подготовки. Здесь я также остановилась на апробированных в педагогической практике относительно простых и безотказных вариантов ситуационно-ролевых игр и групповых дискуссий, с большой осторожностью отбирая конкретные приемы, техники и элементы социально-психологического тренинга.

Двое друг с другом. Не будем уподобляться страусам: интимные отношения часто возникают между юношами и девушками. Случается это, конечно, не всегда и не везде, и сами они не воспринимают эти отношения столь трагически, как делаем это мы, взрослые (что поделать: они подчас смотрят на это куда проще, чем мы) поэтому обойти стороной взаимоотношения юношей и девушек, закрыть глаза на крепнущую влюбленность и пробуждающуюся чувственность нам, взрослым, просто нельзя, но только не с точки зрения «кабы чего не вышло» - необходимо здесь совсем другое: с высоты накопленной нами (если накопленной) жизненной мудрости помочь молодым разобраться в своих чувствах и отношениях. И это тем более важно, что отношения эти вполне могут стать не только прообразом, но и началом будущей семьи. По данным литовских исследователей, первая любовь ныне кончается браком примерно в каждом третьем случае, а поскольку молодежь не любит ждать, браки эти начинают заключаться все раньше, и не случайно то, что несколько лет назад в США состоялся первый всемирный конгресс по проблеме подростковых браков!

Групповая дискуссия. Предметом ее должны стать наиболее животрепещущие для старшеклассников темы: любовь, взаимоотношения двоих, их отношения с родственниками и друзьями, будущее, которое ожидает влюбленных, и т. д. В то же время цель этой дискуссии должна быть достаточно локальна, хотя в своей локальности и довольно широка, чтобы добиться определенного изменения представлений и ожиданий участников о предмете дискуссии. Обычно цель эта достигается почти автоматически, ибо одним из эффектов групповой дискуссии является феномен так называемой «групповой поляризации» - как бы сдвиг мнений группы к одному полюсу, как правило, сопровождающийся сближением мнений участников. Происходит это и в случае конструктивного диалога, и в ситуации спора, но в том и в другом случае для получения усредненного группового мнения дискуссией следует управлять, и здесь педагогу как основному ее руководителю (но не единственному – по мере развития группы руководители дискуссии должны все больше делегироваться из старшеклассников) рекомендуется использовать следующую разработанную психологами схему:

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Национальная нетерпимость и ее причины
Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта - не изолированный акт ...

Потенциал применения мультимедиа-технологий в образовании
Применение мультимедиа-технологий способно вывести учебный процесс на новый качественный уровень, позволяя изучать объект или явление в различных условиях, формировать красочный, объемный образ, развивать логическое мышление и активизировать тем самым креативный подход к обучению. Мультимедиа как с ...

Структура ролевых игр
А теперь давайте попытаемся выявить структуру ролевой игры. В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены мест ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru