Содержание гуманистической направленности воспитания детей дошкольного возраста

Страница 1

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание".

Гуманистическое воспитание старших дошкольников является целенаправленным воздействием воспитателя на ребёнка, предполагающим развитие гуманно-ценностного отношения к действительности при условии обеспечения непротиворечивости внешней (социальной) и внутренней (духовной) детерминант и формирования гуманных качеств личности. Уровни гуманистической воспитанности дошкольников (низкий, средний, выше среднего, высокий) определяются критериями (информированность, эмоциональность, гуманно-ценностное отношение, проявление гуманных отношений в деятельности), из которых системообразующим выступает ценностное отношение к другому человеку.

Теоретическая модель гуманистического воспитания старших дошкольников включает в себя содержательный блок теоретической модели гуманистического воспитания старших дошкольников, состоящий из взаимосвязанных компонентов: мотивационно-целевого, информационного, эмоционального, ценностно-смыслового, практического компонентов.

Для того, чтобы понять содержание гуманистического воспитания, дадим определение термину «гуманизм». Понятие «гуманизм» восходит к существовавшему в XIV — XV веках понятию studia humanitatis, содержание которого раскрывалось как добродетель и учёность. В свою очередь, учёность предполагала универсальность знаний на основе владения словесностью, а добродетель включала классическую образованность .

Термин «гуманизм» (лат. humanus — человечный) впервые применил в 1808 г. педагог Ф. Питхаммер. В узком смысле понятие «гуманизм» употребляется для характеристики культуры и идеологии эпохи Возрождения. Существуют и другие, более широкие трактовки данного понятия. Нaпример, «Толковый словарь русского языка конца XX века» разъясняет, что гуманизм — это «система воззрений, основывающаяся на общечеловеческих ценностях и отстаивающая свободу личности в социальной, политической, религиозной и т. п. сферах жизни». «Русский толковый словарь» раскрывает понятие «гуманизм» как «мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, на утверждении блага человека как важнейшей цели общественного развития».

В «Философском энциклопедическом словаре» гуманизм рассматривается как «исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми». «Педагогическая энциклопедия» разъясняет, что гуманизм — это «признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей» .

Таким образом, гуманизм — это: человечность; studia humanitatis; культурное движение эпохи Возрождения; совокупность взглядов; исторически изменяющаяся система воззрений; принцип мировоззрения (в том числе нравственности); рефлектированный антропоцентризм и т. д.

Гуманистическое воспитание – не прямое воздействие на личность, а социальное взаимодействие с нею различных субъектов: конкретных людей, их микрогрупп и коллективов. Это субъект-субъектное взаимодействие, диалог, в котором участвуют конкретные личности. Воспитательная эффективность такого взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами осознают и ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем вступают во взаимодействие. Настоящий диалог – это межличностное взаимодействие «на равных», в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как и он сам.

Главнейшим эффектом гуманистического воспитания человека является постепенное формирование у него потребности и способности к самовоспитанию – самостоятельному развитию себя как личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Ведущей целью воспитания остается идущий из глубины веков идеал всесторонне развитой личности. Он ориентирует на широкий подход к личности, остерегает от одностороннего воспитания, сведения его к однобокой и пассивной адаптации молодых к конкретным условиям и требованиям общества.

Всестороннее развитие предполагает их органическое единство, целостность бытия, сознания и самосознания, эмоционально-потребностной сферы и поведения человека. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Игровые технологии, использующиеся при обучении информатике
По словам В.Ф. Шаталова, «сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания; создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучить» [19, с. 43]. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, ...

Организация профессиональной ориентации учащихся 9-х классов в условиях школ и межшкольных комбинатов
Для формирования внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов в условиях школ и межшкольных комбинатов проводится профессиональная ориентация учащихся. Рассмотрим особенности той и другой сто ...

Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности
Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к субъекту познания. Л.С. Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органичес ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru