По-видимому, половым просвещением должен заниматься специально обученный человек, врач или учитель, сама роль которого придает беседе черты отчужденности, безличности: сообщается некоторая система знаний, а как ты применишь её к себе – никто тебя не допытывает, захочешь – можешь спросить. И конечно, необходима (и дома, и в библиотеке) доступная литература, которую старшеклассник мог бы прочитать сам.
Задача состоит не в том, чтобы «уберечь» юношей и девушек от сексуальности – это и невозможно, и не нужно, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной общественно-личной жизни. Старшеклассники должны знать не только биологию пола, но и иметь ясные представления о социальных и психологических аспектах проблемы. Обращаясь к половозрелым юношам и девушкам, нужно апеллировать уже не к доводам наивного биологического эгоизма (смотри, не повреди своему здоровью!), а к взрослому чувству социальной и моральной ответственности, призывая их тщательно взвешивать серьёзность своих чувств («люблю» или «нравиться»), меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, материальные и иные сложности ранних браков и т.д.
Половые отношения – сфера деликатная, здесь часто проявляется то, что еще Ф.Энгельс называл «ложной мещанской стыдливостью». Некоторые родители и учителя выступают против полового просвещения в школах, так как все необходимые знания якобы содержаться в курсах биологии, а наши предки без них отлично обходились. Однако медико-педагогические исследования показывают, что наши юноши и девушки дремуче невежественны в вопросах анатомии и физиологии пола, не говоря уже о психологии, деторождении и уходе за младенцами.
По последним данным, главным источником информации по вопросам пола у подростков были сверстники и старшие товарищи. Между тем информация, получаемая от сверстников, всегда не полна и очень часто ошибочна.
Нравится нам это или нет, половая жизнь начинается сегодня, как правило, до брака и нередко – до окончания школы. Предотвратить это школа не может, но она обязана предупредить своих питомцев о связанных с этим проблемах.
Подростки должны знать, что сексуальная неразборчивость, случайные связи и частая смена партнёров способствует распространению венерических заболеваний и других инфекций, передаваемых половым путем.
Подготовка к браку и семье, частью которой является половое просвещение старшеклассников, - трудное дело, здесь много спорного и неясного. Но, как и всякая прочая работа, она предполагает высокий профессионализм. Страусова позиция – не вижу, не знаю, не признаю! – не только нереалистична, но и глубоко безнравственна [17, с. 236].
Обо всем вышеизложенном подросток должен узнавать в школе, а не за её пределами в неправильной формулировке.
Читайте также:
Анализ ОЭР с педагогической запущенности детьми младшего школьного возраста
На основании данных, полученных в ходе первичного исследования, была создана комплексная программа коррекции педагогической запущенности младших школьников. После реализации комплексной программы «Путешествие в страну понимания» нами были проведены повторное диагностическое исследование, где данные ...
Концепция образовательной программы «Аэродром перспектив»
Разработчиками программы для детского летнего оздоровительного лагеря «Красэйр» являются: научный руководитель – заведующий кафедрой педагогии высшей школы ИЕГиН СФУ, кандидат физико-математических наук, профессор А.М. Аронов; директор лагеря, руководитель краевой научной школы «Свободный разум» – ...
Индивидуальность в образовательном пространстве
Основным принципом разработки личностно-ориентированного обучения информатике, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляю ...