Специфика проявления внимания у младших школьников на уроках физической культуры

Современное образование » Методика развития внимания у младших школьников на уроке физической культуры » Специфика проявления внимания у младших школьников на уроках физической культуры

Трудно переоценить значение внимания для эффективности занятий физическими упражнениями. Ничто не может быть воспринято и усвоено без сосредоточения психической деятельности – без внимания.

На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным.

Следовательно, только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой. Так, при разучивании физического упражнения, когда ученики осваивают его, важно активизировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основу деятельности. Когда же школьники должны или сами планировать выполнение упражнения, или мысленно повторять его, или осуществлять самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания. При выполнении различных учебных действий могут преобладать те или иные виды внимания. Например, в основной деятельности учитель может актуализировать различные виды внимания и, наоборот, в качестве разрядки может целенаправленно отвлекать внимание школьников.

В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Недостатки непреднамеренного внимания заключаются в том, что оно прекращается по окончании вызвавших его раздражителей. Учитель должен знать раздражители и условия, с помощью которых можно привлечь внимание младших школьников. К их числу относится: изменение силы голоса, интонации, четкая команда, новый прием в обучении, необычный сигнал. Особенно важны для привлечения внимания учащихся наглядность, занимательность урока, а также его игровая форма.

Кроме того, устойчивость произвольного внимания у младших школьников кратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10 - 15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7 - 8 упражнений, даже если на это планировать 8 - 10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование младшего школьника [5].

Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.

Например, обучая младших школьников приземлению в прыжках, вначале надо остановить их внимание только на положении ног, не указывая на другие детали, например на положение туловища, рук и так далее.

У младших школьников слабо развита способность распределять и сосредоточивать внимание. Если они заняты одним делом, то плохо справляются с другим параллельным заданием. Для сосредоточения внимания им требуется некоторое время. Исходя из этого, учебную работу следует проводить в относительно медленном темпе, чрезмерно замедленный темп вызывает скуку, которая разрушает внимание [13].

Как уже упоминалось, устойчивость внимания у младших школьников непродолжительна. Периодическая смена характера учебных заданий, приемов обучения и самих упражнений помогает поддерживать внимание учащихся. Если учителю необходимы многократные повторения одного и того же упражнения, то его лучше сочетать и разнообразить с другими, новыми упражнениями.

Необычность обстановки на уроках физической культуры, новизна, яркость и привлекательность инвентаря и снарядов могут переключать непроизвольное внимание младших школьников на объекты, не имеющие в данный момент отношения к изучаемым упражнениям. Кроме того, возбуждение учащихся, возникающее на уроках физической культуры, если оно достигает значительной величины, мешает сосредоточению их внимания.

Поэтому, следует с одной стороны, тщательно продумывать содержание урока, организацию и условия проведения с тем, чтобы по возможности избегать моментов, отвлекающих внимание учащихся, а с другой стороны, систематически воспитывать произвольное внимание, обладающее большой устойчивостью и целенаправленностью.


Читайте также:

Комментирование в условиях школы с нерусским языком обучения
Специфика изучения русской литературы в национальной школе обуславливает своеобразие в методах и приёмах преподавания. Освоение художественного, нравственно-этического богатства русской литературы в национальной школе сопряжено со значительными трудностями, которые связаны, с одной стороны, со слов ...

Особенности формирования лексических навыков учащихся 7 классов средней полной общеобразовательной школы
Роль лексики в процессе изучения иностранного языка велика – именно лексикой передается непосредственный предмет мысли, поэтому она проникает во все сферы жизни, помогая тем самым отразить не только реальную действительность, но и воображаемую. Невозможно создать прочную языковую базу у школьников ...

Самостоятельная организация деятельности детей в первой половине дня
Утро я начала с приема детей в группу, воспитатель наблюдала за моими действиями. После того как все дети были в группе я проводила утреннюю зарядку с детьми, потом назначила дежурных для сервировки столов, а с остальными детьми наводили порядок в группе. После того как дети сели за столы пожелала ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru