Компетенция ОПК-12 – это общепрофессиональная компетенция:
«способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства».
Под компетенцией ОПК-12 понимается способность и готовность выпускника формировать навыки здорового образа жизни для укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников способных следить за своим здоровьем и здоровьем окружающих, имеющих устойчивый интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом, приобщенных к физической активности и здоровому образу жизни.
Данная компетенция, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3, а именно такие дисциплины как:
- безопасность жизнедеятельности;
- общая и экспериментальная психология;
- теория обучения и воспитания;
- история педагогики и образования;
- поликультурное образование;
- социальная психология;
- психология развития;
- клиническая психология детей и подростков;
- психология дошкольного возраста;
- психология детей младшего школьного возраста;
- психология подросткового возраста;
- образовательные программы для детей дошкольного возраста;
- образовательные программы начальной школы;
- качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований;
- психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса;
- профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности;
- педагогическая психология;
- введение в психолого-педагогическую деятельность;
- психология детей с сенсорными нарушениями;
- психолого-педагогическая коррекция;
- практикум по общей и экспериментальной психологии;
- психолого-педагогический практикум;
- практикум по решению профессиональных задач;
- психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями в развитии в раннем возрасте.
Структура компетенции «способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства»:
Бакалавр знает
- методы эффективного физического воспитания и укрепления здоровья с помощью физических упражнений, способствующие повышению адаптационных резервов организма;
- место и значение физических упражнений в системе физического воспитания и спорта, технику их выполнения;
- методы и средства для развития физических качеств;
умеет
- формировать навыки здорового образа жизни и безопасной среды с учетом требований гигиены и охраны труда;
- использовать методы физического воспитания для достижения должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
владеет
- методиками самооценки работоспособности и применения средств физической культуры и спорта;
- основами методики самомассажа;
- навыками формирования здорового образа жизни на основе потребности в физической активности с целью оздоровления и физического совершенствования.
Опыт работы психологов по применению данной компетенции мы встречаем в статье «Изюминки психологического настроя» («Школьный психолог» №1 за 2010 г.), где рассказывается об использовании в работе разных здоровьесберегающих технологий, например, правильно подобранный и проведенный психологический настрой. «Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность. К сожалению, этот замечательный прием недостаточно освещен в психологической литературе».
Читайте также:
Функции лексикона
Лексика ̶ один из аспектов изучения языка, наряду с грамматикой, аудированием, письмом, говорением и чтением. Лексика ̶ это костяк языка и человек, обладающий большим запасом слов, не испытывает трудностей в различных видах речевой деятельности. В школьной программе указывается лексически ...
Психолого-педагогический
аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической
трактовке
Когда у ребенка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать, лепить? Ответы на эти вопросы мы находим у целого ряда исследователей. Наблюдения за первыми попытками ребенка рисовать, лепить, сделанные в разное время зарубежными авторами (В. Штерн, О. Шинн, X. ...
Структура ролевых игр
А теперь давайте попытаемся выявить структуру ролевой игры. В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены мест ...