Деловая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она позволяет осваивать социально-значимые способности личности.
К социально-значимым способностям (социально-коммуникативным) относятся:
-Способность сотрудничества и взаимодействия;
-Психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
-Умение работать в составе малой группы;
-Умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;
-Способность эффективно разрешать конфликты;
-Способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;
-Умение эффективно обучать в своей профессиональной области и т.д. Использование деловой игры в ходе учебных занятий позволяет:
-Преодолевать традиционные подходы в преподавании дисциплин общественного блока;
-Овладеть социально-коммуникативными способностями;
-Формировать чувства коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого ученика;
-Освоить определенные умения, навыки, качества, которые не могут быть отработаны иными методами обучения[15];
Деловую игру следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:
-приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
-развитие профессионального, теоретического и практического мышления;
-создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации[7].
Деловую игру можно проводить перед учебными занятиями, после прочтения тематического цикла или же осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.
В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе обучения по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес.
Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе уроков. Эти знания не только закрепляются в игре, но и приобретут качественно новую форму "существования", поскольку войдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности.
Эффективность деловой игры можно проанализировать по следующим моментам:
-Деловая игра как источник экономии учебного времени.
-Деловая игра как форма контроля.
-Деловая игра как условие для овладения деятельностно-коммуникативными способностями [4].
Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:
-Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
-Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.
-Распределение ролей между участниками игры.
-Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
Читайте также:
Предпосылки девиации в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрело ...
Краткая характеристика МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №17 г. Йошкар-Олы»
Полное наименование – муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Йошкар-Олы». Краткое наименование - МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Йошкар-Олы». Местонахождение: 424005, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. 8 Марта, д. 19. На 01.01.2008 года ...
Сочетаемостные возможности слова. Мотивированные и немотивированные слова
Словарный состав русского языка представляет собой определенную систему, так как слова в нем находятся в разнообразных связях. Будучи обозначениями предметов и явлений объективной действительности, словарные единицы прежде всего отражают связи, существующие между предметами и явлениями самой де ...