Психолого-педагогические принципы деловой игры

Современное образование » Деловая игра в обучении » Психолого-педагогические принципы деловой игры

Страница 3

Деловая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она позволяет осваивать социально-значимые способности личности.

К социально-значимым способностям (социально-коммуникативным) относятся:

-Способность сотрудничества и взаимодействия;

-Психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;

-Умение работать в составе малой группы;

-Умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;

-Способность эффективно разрешать конфликты;

-Способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;

-Умение эффективно обучать в своей профессиональной области и т.д. Использование деловой игры в ходе учебных занятий позволяет:

-Преодолевать традиционные подходы в преподавании дисциплин общественного блока;

-Овладеть социально-коммуникативными способностями;

-Формировать чувства коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого ученика;

-Освоить определенные умения, навыки, качества, которые не могут быть отработаны иными методами обучения[15];

Деловую игру следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:

-приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;

-развитие профессионального, теоретического и практического мышления;

-создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации[7].

Деловую игру можно проводить перед учебными занятиями, после прочтения тематического цикла или же осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.

В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе обучения по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес.

Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе уроков. Эти знания не только закрепляются в игре, но и приобретут качественно новую форму "существования", поскольку войдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности.

Эффективность деловой игры можно проанализировать по следующим моментам:

-Деловая игра как источник экономии учебного времени.

-Деловая игра как форма контроля.

-Деловая игра как условие для овладения деятельностно-коммуникативными способностями [4].

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:

-Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

-Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.

-Распределение ролей между участниками игры.

-Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Методика изучения табличных случаев умножения и деления
Тема «Умножение и деление чисел в пределах 100» является одной из основных тем начального курса математики. Изучается она во 2-м и 3-м классе. Знанию таблицы умножения всегда придавали большое значение. Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу умножения, но и поняли принципы ...

Методика организации и проведения опытно-экспериментальной работы
В начальной школе проводится исследование, посвященное проблеме лидерства в младшем школьном возрасте. Опытно – экспериментальное исследование проводится в 4 классах, наполняемость классов- 4 «А» – 21 учащийся, 4 «Б» – 23 учащихся. 4 «А» класс является экспериментальным и работает по системе развив ...

Эффективность проведённой работы по результатам диагностики уровня воспитанности детей
Экспертная оценка уровня воспитанности детей. (Методика Н.П. Капустиной) 1-высокий уровень воспитанности; 2 – хороший уровень воспитанности; 3 – средний уровень воспитанности; 4-низкий уровень воспитанности. Вывод: Проведенный тест показывает, что уровень воспитанности детей, вследствие проведённых ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru